Вот и состоялась надвижка последних семидесяти сантиметров последнего пролета метромоста над Иртышом — под аплодисменты собравшейся на правом берегу публики, среди которой были не только руководители области и города, представители проектных институтов и дирекции метрополитена, но и, естественно, сами виновники торжества — рабочие и специалисты «Омскстроймоста». По словам начальника строительства Б.Кошукова, круглосуточно на этом главном городском объекте было занято около 200 человек, что позволило уложить последний пролет на правобережную опору в срок — по графику.
Событие, безусловно, значимо и знаменательно во всех отношениях. Достаточно вспомнить, какими форсированными темпами велось сооружение «переправы» с конца 2000-го. За минувшие два года на строительстве первой очереди было освоено порядка 500 миллионов рублей — во много раз больше, чем за предыдущие восемь лет, с самого начала сооружения метромоста. В настоящее время над Иртышом на расстоянии 648 метров надвинуто 6,5 тысячи тонн металла. Кстати, такая вот, к примеру, деталь: для крепежа конструкций было использовано 400 тысяч высокопрочных болтов!
По словам Бориса Кошукова, соблюдение графика работ было обеспечено во многом благодаря стабильному финансированию (большая часть средств поступала из федерального бюджета), поддержке местных властей и четкому взаимодействию с объединением «Курган-стальмост», которое бесперебойно поставляло необходимые металлоконструкции. Однако на завершение омской стройки, аналогов которой нет в России (ни по сложности, ни по инженерному решению, ни по способу надвижки пролетных строений, ни по сварочным технологиям), потребуется еще не менее полутора миллиардов рублей. И если в финансировании не случится никаких сбоев, то мостостроители намерены провести надвижку второй половины метромоста в более сжатые сроки. А пока, как отметил начальник участка А.Зюзин, можно начинать готовить к нему подходы.
Судьба подходов к метромосту не раз обсуждалась на градостроительных советах, в творческих дискуссиях архитекторов и проектировщиков. Среди разработчиков был даже объявлен конкурс на лучший вариант комплексной застройки правобережных подходов в створе улицы Фрунзе. Вполне очевидно, что с вводом метромоста в строй в корне изменится не только облик города — деловой центр Омска переместится на Левобережье, где строительство жилых и общественных зданий получит новый мощный импульс. Кардинальную «ревизию» придется наводить по всей транспортной схеме, меняя и перераспределяя автомобильные потоки по уже запруженным до отказа городским магистралям.
Но все же сегодня у городских властей особую тревогу вызывает обустройство предмостной части в створе улицы Фрунзе. Как-никак, а пока тут центр, к тому же в зоне стройки находится набережная Тухачевского, несколько памятников архитектуры, инженерные коммуникации, производственные корпуса. Поэтому не случайно на заседании градостроительного совета под председательством мэра Е.Белова в минувшую пятницу решено было вновь вернуться к судьбе этой территории.
Как известно, в свое время среди всех предложенных вариантов застройки было отдано предпочтение проекту, разработанному специалистами института «Венец». Главная изюминка их решения заключается в образной трактовке видения этого места: оно должно
стать своего рода»городскими воротами», для чего предлагается строительство (по обе стороны от спуска с моста) двух пропилеи в виде парусников. Это будут 18-этажные жилые дома с большим количеством витражей, с фасадами, выполненные в «текучей» пластике (для гармонии с водной гладью Иртыша), с пристроями под спортивные и культурно-развлекательные комплексы. Несколько жилых домов и зданий под офис с подземными автостоянками (не выше десяти этажей) также планируется построить по обе стороны магистрали до пересечения с улицей Красный Путь. А вот здания бани,
пивзавода, видимо, попадут под реконструкцию как исторически ценные.
Есть ряд предложений п размещению технического корпуса метрополитена: проектировщикам хотелось бы его «отодвинуть» подальше, хотя дирекция пытается убедить их в том, чт «командный пункт» будущей подземки должен находиться именно на этом участке. Но эту проблему уже придется решать рабочем порядке.
Что касается перекрестка Фрунзе-Красный Путь, то окончательный выбор был сделан в пользу сооружения здесь эстакады с использованием металлопластика «Дух захватывает, как представишь, насколько изменится, преобразится наш город с пуском метромоста, — заметил Евгений Белов -Сегодня Омск просто задыхается без современных обустроенных магистралей и развязок. Поэтому, конечно, реализация этих проектов заставит реконструировать и расширять не только улицы Фрунзе, Красный Путь, но и Орджоникидзе, Герцена и другие. Мне понравился проект предмостной застройки, предложенный специалистами института «Венец», все продуманно и красиво. Теперь надо искать инвесторов, выставлять участки застройки на торги, ведь земля тут очень дорогая и привлекательная .»
Конечно, не сразу и не на все найдутся средства и силы. Вероятно, поначалу, с пуском по метромосту автострады, автомобилям придется пересекать Красный Путь в одном уровне. А значит, и пробки еще будут. Но все же постоять у светофора или на въезде на метромост — лучше, чем добираться на левый берег вкруговую.