Новый год принес потребителям услуг ЖКХ новые беспокойства, поскольку появились очередные претенденты на содержимое наших карманов. Только что общими усилиями были отвергнуты притязания энергетиков на так называемые «технические нужды», а на пороге квартиры уже почтальон с новыми квитанциями. В год Крысы администрация города Омска привела к нам на откорм рожденного в Тюмени троянского коня — ЕИРЦ. То есть Единый информационно-расчетный центр. Всю последнюю неделю люди обращаются с просьбами и возмущениями в связи с появлением новых квитанций.
Теперь нам предлагают такую цепочку: житель приходит в Сбербанк и платит на счет ЗАО «Инфо-центр г. Омск» (именно этот счет указан на квитанциях), а уже со своего счета ЕИРЦ раздает деньги жилищникам и поставщикам услуг. Очевидно, что дополняется лишнее звено — посредник — в цепи взаимоотношений потребителя с поставщиком услуг. Кто же привел его и зачем?
Ответ будет неожиданным для многих. Оказывается, что идеологом и одним из учредителей этого самого ЗАО является не кто иной, как муниципалитет в лице муниципального предприятия «Архитектура и дизайн» (интересно, каким боком к нему жилищники?). Всего мы в Обществе потребителей насчитали 13 пунктов, указывающих, что внедряемая схема гораздо хуже действующей, но ввиду ограниченности газетной площади приводим лишь некоторые аспекты проблемы.
Во-первых, тюменская программа по ряду позиций гораздо хуже той, что применяется до настоящего времени в Омске. Для нас, потребителей, неприемлемым является отсутствие возможности внесения в квитанцию исправлений. Нами при личных контактах с тюменскими представителями ставился вопрос о доработке программы в этой части, но ничего не сделано, что для меня лично говорит о полном пренебрежении интересами населения. На квитанции так прямо и написано: «Самостоятельно исправленные квитанции к оплате приниматься не будут». Последствия для потребителя печальны: пени, суд. Потому никуда не деться: либо платить за недопоставленные услуги, либо, как предлагают в той же квитанции, «Для внесения изменений в платежный документ… подойти на любой из абонентских пунктов с документами подтверждающими корректировку» так и написано, без запятой). Сложно у организаторов ЕИРЦ с русским языком. Зато с математикой все в порядке. Они, по-видимому, посчитали, что, вложив в проект 51 миллион рублей (именно столько вложили тюменские бизнесмены), можно с лихвой за короткий срок окупить вложения за наш счет, поскольку, по расчетам экономистов, месячный сбор по услугам в сфере ЖКХ по городу составляет более 52 миллионов рублей. И весь этот оборот по планам пойдет через счет ЕИРЦ!
Во-вторых, число этих самых абонентских пунктов ЗАО «Инфо-центр г. Омск» пока равно трем (по пр. Маркса на остановке «Цирк», в 11-м микрорайоне и по Масленникова, 82). Если сейчас бухгалтеры по квартплате и паспортисты сидят в каждом домоуправлении и могут оперативно решать спорные вопросы, то теперь нам предлагается проследовать: сначала с квитанцией в жилищную или коммунальную организацию, потом снова в абонентский пункт ЕИРЦ за новой квитанцией (где просьбу рассмотрят и сразу или потом удовлетворят (или откажут). Обещают семь таких пунктов, но что это в сравнении с существующими шестьюдесятью: сокращение в 10 раз. Кому это нужно?
В-третьих, перечисление средств в ЕИРЦ (а не непосредственно поставщику услуг) невыгодно потребителю с правовой точки зрения и неправомерно с точки зрения Гражданского кодекса РФ (ст. 382) в случаях, если в договоре между собственником помещения и жилищной (коммунальной) организацией указано о недопустимости перечисления средств на иной счет (иному лицу), кроме как указанным в договоре. Именно таким образом сформулирован пункт 7.6. типового договора в Центральном округе, поэтому здесь граждане однозначно имеют право не оплачивать квитанции ЕИРЦ по оплате за жилье и требовать от жилищников выставления собственных квитанций. Потребителям (особенно тем, чьи дома управляются по схеме «непосредственного управления») получение и оплата счетов от ЕИРЦ и на счет ЕИРЦ невыгодны еще и тем, что преимущество непосредственного управления именно в том и состоит, что при таком способе управления домом в силу части 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ договоры заключаются непосредственно с соответствующим поставщиком услуг. Для большего понимания поясню, что это не обязательно письменный договор: сам факт поставок, например, электрической энергии, и оплаты нами этих услуг является исполнением сторонами так называемого публичного договора. А теперь, если коммунальщики войдут в квитанцию ЕИРЦ, очень может получиться так, что мы оплатим квитанции ЕИРЦ, а через год-два поставщики выставят нам квитанции на перерасчет с долгом, и крайнего найти будет очень трудно, так как формально мы не оплачивали квитанции поставщиков, квитанции нам выставляло третье лицо — «ЗАО Инфо-центр г. Омск». Кому это выгодно, если ни людям, ни поставщикам — невыгодно?
В-четвертых, представляется неправомерной передача ЕИРЦ наших персональных данных. Нашего согласия при передаче ОАО «УК Центржилсервис» по письму городской администрации частному ЕИРЦ никто не спрашивал, хотя в типовом договоре (по крайней мере, по Центральному округу) данное требование закона воспроизведено в пункте 8.11.
Можно продолжить так до «в тринадцатых». Возникает вопрос: почему столь спорное нововведение не подверглось сначала общественному обсуждению? Что нас ждет впереди, если идея ЕИРЦ станет мрачной реальностью, для меня тоже представляется очевидным: мы быстро догоним родителей ТРИЦ — тюменцев по тарифам на услуги по содержанию жилья: в 2007 они отличались в полтора раза, хотя Тюмень почти на той же широте.
У жителей возникает резонный вопрос: зачем подписывать или продлевать договоры с жилищной организацией, не имеющей ничего своего — даже базы данных. Старшие по дому и жильцы логично говорят, что в случае если руководителей организаций «убедят» подписать договор с ЕИРЦ, нужно просто прекращать действие договора управления (содержания) и переходить в те жилищные организции, которые в ЕИРЦ не пойдут. Полагаю, что данная точка зрения логично обоснована.
Что же делать рядовому жильцу? Лично я не буду оплачивать никаких счетов из этого самого новоявленного ЗАО, поскольку я с ним никаких договоров не заключал и письменной согласия на передачу ему функций взимания платы за жилье и коммунальные услуги не давал. Потребители должны знать, что с юридической точки зрения, в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса РФ, если вы хотя бы один раз оплатили любой счет ЕИРЦ, значит, вы согласились с новыми условиями оплаты. И впоследствии вы проиграете все суды. Как вариант, вы вправе прийти в свою жилищную организацию и уплатить за жилье наличными под приходный ордер (для домов, находящихся в управлении также и за коммунальные услуги), и жилищники обязаны принять плату (если не примут, это прямое нарушение закона).
Тот, кто внимательно прочитал статью, наверное, ждет ответа на поставленный вначале вопрос: кому это выгодно? Ответа не будет, внимательный читатель все поймет сам, поскольку, по моему мнению, любой информированный человек, действительно думающий о потребителях, никогда не вышел бы с такой идеей — внедрить посредника. Остается полагать, что, либо должностные лица администрации города не информированы, либо они имеют какие-то аргументы «за» (не считая демагогии о «прозрачности расчетов»), которые еще не стали предметом общественного достояния.