ТРОЯНСКИЙ КОНЬ, ИЛИ КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В НОВОМ РАСЧЕТНОМ ЦЕНТРЕ?

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ, ИЛИ КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В НОВОМ РАСЧЕТНОМ ЦЕНТРЕ?

«Если идея ЕИРЦ станет мрачной реальностью, мы быстро догоним тюменцев по тарифам на услуги по содержанию жилья»

Новый год принес потребителям услуг ЖКХ новые беспокойства, поскольку появились очередные претенденты на содержимое наших карманов. Только что общими усилиями были отвергнуты притязания энергетиков на так называемые «технические нужды», а на пороге квартиры уже почтальон с новыми квитанциями. В год Крысы администрация города Омска привела к нам на откорм рожденного в Тюмени троянского коня — ЕИРЦ. То есть Единый информационно-расчетный центр. Всю последнюю неделю люди обращаются с просьбами и возмущениями в связи с появлением новых квитанций.

Теперь нам предлагают такую цепочку: житель приходит в Сбербанк и платит на счет ЗАО «Инфо-центр г. Омск» (именно этот счет указан на квитанциях), а уже со своего счета ЕИРЦ раздает деньги жилищникам и поставщикам услуг. Очевидно, что дополняется лишнее звено — посредник — в цепи взаимоотношений потребителя с поставщиком услуг. Кто же привел его и зачем?

Ответ будет неожиданным для многих. Оказывается, что идеологом и одним из учредителей этого самого ЗАО является не кто иной, как муниципалитет в лице муниципального предприятия «Архитектура и дизайн» (интересно, каким боком к нему жилищники?). Всего мы в Обществе потребителей насчитали 13 пунктов, указывающих, что внедряемая схема гораздо хуже действующей, но ввиду ограниченности газетной площади приводим лишь некоторые аспекты проблемы.

Во-первых, тюменская программа по ряду позиций гораздо хуже той, что применяется до настоящего времени в Омске. Для нас, потребителей, неприемлемым является отсутствие возможности внесения в квитанцию исправлений. Нами при личных контактах с тюменскими представителями ставился вопрос о доработке программы в этой части, но ничего не сделано, что для меня лично говорит о полном пренебрежении интересами населения. На квитанции так прямо и написано: «Самостоятельно исправленные квитанции к оплате приниматься не будут». Последствия для потребителя печальны: пени, суд. Потому никуда не деться: либо платить за недопоставленные услуги, либо, как предлагают в той же квитанции, «Для внесения изменений в платежный документ… подойти на любой из абонентских пунктов с документами подтверждающими корректировку» так и написано, без запятой). Сложно у организаторов ЕИРЦ с русским языком. Зато с математикой все в порядке. Они, по-видимому, посчитали, что, вложив в проект 51 миллион рублей (именно столько вложили тюменские бизнесмены), можно с лихвой за короткий срок окупить вложения за наш счет, поскольку, по расчетам экономистов, месячный сбор по услугам в сфере ЖКХ по городу составляет более 52 миллионов рублей. И весь этот оборот по планам пойдет через счет ЕИРЦ!

Во-вторых, число этих самых абонентских пунктов ЗАО «Инфо-центр г. Омск» пока равно трем (по пр. Маркса на остановке «Цирк», в 11-м микрорайоне и по Масленникова, 82). Если сейчас бухгалтеры по квартплате и паспортисты сидят в каждом домоуправлении и могут оперативно решать спорные вопросы, то теперь нам предлагается проследовать: сначала с квитанцией в жилищную или коммунальную организацию, потом снова в абонентский пункт ЕИРЦ за новой квитанцией (где просьбу рассмотрят и сразу или потом удовлетворят (или откажут). Обещают семь таких пунктов, но что это в сравнении с существующими шестьюдесятью: сокращение в 10 раз. Кому это нужно?

В-третьих, перечисление средств в ЕИРЦ (а не непосредственно поставщику услуг) невыгодно потребителю с правовой точки зрения и неправомерно с точки зрения Гражданского кодекса РФ (ст. 382) в случаях, если в договоре между собственником помещения и жилищной (коммунальной) организацией указано о недопустимости перечисления средств на иной счет (иному лицу), кроме как указанным в договоре. Именно таким образом сформулирован пункт 7.6. типового договора в Центральном округе, поэтому здесь граждане однозначно имеют право не оплачивать квитанции ЕИРЦ по оплате за жилье и требовать от жилищников выставления собственных квитанций. Потребителям (особенно тем, чьи дома управляются по схеме «непосредственного управления») получение и оплата счетов от ЕИРЦ и на счет ЕИРЦ невыгодны еще и тем, что преимущество непосредственного управления именно в том и состоит, что при таком способе управления домом в силу части 2 статьи 164 Жилищного кодекса РФ договоры заключаются непосредственно с соответствующим поставщиком услуг. Для большего понимания поясню, что это не обязательно письменный договор: сам факт поставок, например, электрической энергии, и оплаты нами этих услуг является исполнением сторонами так называемого публичного договора. А теперь, если коммунальщики войдут в квитанцию ЕИРЦ, очень может получиться так, что мы оплатим квитанции ЕИРЦ, а через год-два поставщики выставят нам квитанции на перерасчет с долгом, и крайнего найти будет очень трудно, так как формально мы не оплачивали квитанции поставщиков, квитанции нам выставляло третье лицо — «ЗАО Инфо-центр г. Омск». Кому это выгодно, если ни людям, ни поставщикам — невыгодно?

В-четвертых, представляется неправомерной передача ЕИРЦ наших персональных данных. Нашего согласия при передаче ОАО «УК Центржилсервис» по письму городской администрации частному ЕИРЦ никто не спрашивал, хотя в типовом договоре (по крайней мере, по Центральному округу) данное требование закона воспроизведено в пункте 8.11.

Можно продолжить так до «в тринадцатых». Возникает вопрос: почему столь спорное нововведение не подверглось сначала общественному обсуждению? Что нас ждет впереди, если идея ЕИРЦ станет мрачной реальностью, для меня тоже представляется очевидным: мы быстро догоним родителей ТРИЦ — тюменцев по тарифам на услуги по содержанию жилья: в 2007 они отличались в полтора раза, хотя Тюмень почти на той же широте.

У жителей возникает резонный вопрос: зачем подписывать или продлевать договоры с жилищной организацией, не имеющей ничего своего — даже базы данных. Старшие по дому и жильцы логично говорят, что в случае если руководителей организаций «убедят» подписать договор с ЕИРЦ, нужно просто прекращать действие договора управления (содержания) и переходить в те жилищные организции, которые в ЕИРЦ не пойдут. Полагаю, что данная точка зрения логично обоснована.

Что же делать рядовому жильцу? Лично я не буду оплачивать никаких счетов из этого самого новоявленного ЗАО, поскольку я с ним никаких договоров не заключал и письменной согласия на передачу ему функций взимания платы за жилье и коммунальные услуги не давал. Потребители должны знать, что с юридической точки зрения, в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса РФ, если вы хотя бы один раз оплатили любой счет ЕИРЦ, значит, вы согласились с новыми условиями оплаты. И впоследствии вы проиграете все суды. Как вариант, вы вправе прийти в свою жилищную организацию и уплатить за жилье наличными под приходный ордер (для домов, находящихся в управлении также и за коммунальные услуги), и жилищники обязаны принять плату (если не примут, это прямое нарушение закона).

Тот, кто внимательно прочитал статью, наверное, ждет ответа на поставленный вначале вопрос: кому это выгодно? Ответа не будет, внимательный читатель все поймет сам, поскольку, по моему мнению, любой информированный человек, действительно думающий о потребителях, никогда не вышел бы с такой идеей — внедрить посредника. Остается полагать, что, либо должностные лица администрации города не информированы, либо они имеют какие-то аргументы «за» (не считая демагогии о «прозрачности расчетов»), которые еще не стали предметом общественного достояния.