С 18 августа 2002 года стоимость разовой поездки пассажиров в маршрутных автобусах, троллейбусах и трамваях составит 5 рублей, а не 3, как сейчас. Об этом сообщил первый заместитель директора департамента транспорта администрации города Омска Олег ОСИНСКИЙ на брифинге, состоявшемся в департаменте 7 августа 2002 года. В этот же день в газете «Намедни», приложении «Омской правды», был опубликован указ губернатора Омской области № 199, согласно которому и должно произойти повышение тарифов. В вечерних же выпусках новостей областных телеканалов было заявлено, что стоимость проезда возрастет в соответствии с решением, утвержденным городской администрацией.
Политический спектакль
Еще до начала брифинга, когда журналисты собрались в департаменте транспорта, пресс-служба городской администрации не один раз напомнила представителям СМИ, что будет брифинг, а не пресс-конференция, и попросила не задавать никаких вопросов ОСИНСКОМУ. Выступал он не более пяти минут. Директор департамента сообщил об увеличении стоимости проездных билетов и разовой поездки в городском общественном транспорте. Основное внимание он уделил причинам необходимости повышения тарифов. Кстати, говорят, когда департамент транспорта инициировав повышение тарифов, представил все необходимые расчеты для заключения в областной экономический комитет, там сказали, что стоимость проезда можно увеличить до 4 рублей, а не до 5. И этого будет вполне достаточно, чтобы стабилизировать положение в отрасли. Но, видимо, департамент настоял на своем.
О том, в соответствии с каким нормативно-правовым актом возрастет стоимость проезда, стало известно после завершения, скажем так, официальной части мероприятия. И то только потому, что журналисты стали задавать вопросы организаторам брифинга. Представителям СМИ сообщили: в газете «Намедни» должен выйти указ губернатора Омской области № 199 от 2 августа 2002 года «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования на территории Омской области», по которому и будут установлены новые тарифы. Кроме того, было названо постановление Правительства РФ № 239 и перечислен ряд постановлений главы области, якобы дающих ему, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, право утверждать тарифы на проезд в городском общественном транспорте.
Тем не менее, в вечерних выпусках новостей областные телеканалы заявили: поскольку городской Совет временно не функционирует, а именно он должен устанавливать тарифы на проезд в городском общественном транспорте, то Совет якобы и делегировал это право городской администрации. Кроме того, телеканалы заодно «проехались» и по фракции КПРФ горсовета, которая срывает работу представительного органа власти местного самоуправления. Городской же телеканал «Антенна-7» вообще ничего не сказал о том, кто же все-таки утвердил новые тарифы.
Честь не запятнали
В чем смысл этого спектакля? Как стало известно «КВ» из достоверного источника информации, просто-напросто была команда — в официальных заявлениях, то есть в выступлении ОСИНСКОГО на брифинге, и сообщениях по местным телеканалам на тему увеличения стоимости проезда имя губернатора не должно звучать. Словом, было сделано почти все для того, чтобы не запятнать репутацию Леонида ПОЛЕЖАЕВА. Почти поэтому же указ официально опубликован в газете. Правда, подписан он исполняющим обязанности губернатора Валентином ТРЕТЬЯКОВЫМ, поскольку сам глава сейчас в отпуске.
По информации «КВ», аналогичная команда и с такой же целью была дана чуть больше двух недель назад. На следующий день после выхода в эфир воскресной передачи Владимира ПОЗНЕРА «Времена», в которой сказали, что Омская область входит в пятерку худших субъектов федерации по своевременности выплаты зарплаты бюджетникам, вице-губернатор Владимир РАДУЛ позвонил в половине девятого утра в городскую администрацию и настоятельно попросил, чтобы мэр выступил перед телеканалами с официальным заявлением, взяв огонь на себя.
Была ваша — стала наша
Согласно ст. 51 п. 9 последней редакции Устава города Омска, принятой депутатами горсовета 14 ноября 2001 года, «исключительным правом установления тарифов и цен на товары и услуги, производимые и оказываемые населению муниципальными предприятиями, за исключением коммунальных услуг (теплоснабжение, горячее водоснабжение), обладает Омский городской Совет». То есть устанавливать стоимость проезда в общественном городском транспорте может только горсовет. Он не делегировал городской администрации эту функцию, даже несмотря на то, что сейчас временно не функционирует.
По поводу утверждения тарифов главой области специалисты юридического отдела горсовета пока не дают никаких комментариев, ссылаясь на то, что сначала надо сделать правовое заключение на указ губернатора. То же самое сказали в областной прокуратуре.
Независимые же юристы говорят, что в данном случае коллизия налицо. Согласно постановлению Правительства РФ № 239 и тем постановлениям губернатора, на которые ссылалась пресс-служба городской администрации, вернее, их отдельным положениям, глава области действительно мог устанавливать тарифы. Но эти постановления, и сам указ № 199, на основании которых он принят, противоречат Закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Постановление Правительства № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» издано в марте 1995 года. В соответствии с ним органы исполнительной власти субъекта федерации были наделены правом утверждения тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта городского и пригородного сообщения.
Через 5 месяцев, после вступления в силу этого постановления, вышел Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления», согласно которому устанавливать тарифы на проезд в общественном транспорте городского сообщения должны органы местного самоуправления. Закон же, как известно, имеет высшую юридическую силу по отношению к постановлениям.
Во исполнение этого закона глава области издает в феврале 1996 года постановление № 91-п и делегирует органам местного самоуправления право утверждать стоимость проезда в городском общественном транспорте (Уставом города Омска эта функция закреплена за горсоветом). Но 23 апреля 2002 года губернатор издает указ 3 112 «Об актах главы администрации (губернатора) Омской области по вопросам ценообразования», и этим Указом отменяет отдельные положения постановления № 91-п, касающиеся передачи органам местного самоуправления права устанавливать стоимость проезда. Видимо, воспользовавшись ситуацией, сложившейся вокруг городского Совета, глава области решил взять на себя одну из функций горсовета.