В России упал объем выдачи микрозаймов

По наблюдениям аналитиков НБКИ, за сентябрь количество выданных в МФО краткосрочных займов «до зарплаты» в размере до 30 тыс. руб. составило 2,58 млн. единиц, что ниже предыдущих показателей на 5,84%.

Снижение показателей по этому направлению отмечается во всех российских регионах. Наибольший спад зафиксирован в Приморском крае – понижение за сентябрь составило 9,3%, Белгородской и Кемеровской областях, где количество выданных займов уменьшилось на 8,2% и 7,6%.

Однако, что касается кредитов для бизнеса, то в некоторых регионах наблюдается положительная динамика. К примеру, по данным Сибирского главного управления Банка России, МФО, зарегистрированные в Новосибирской области, в первом полугодии 2022 года, выдали малому и среднему бизнесу около 350 микрозаймов, что на 23% больше, чем за тот же период 2021 года. Общий объем выдачи за год увеличился на 36% и составил в январе – июне 2022 года 704,2 млн руб.

Эксперты 1mbank.ru пояснили, что предшествующее возрастание количества выданных заемных средств в МФО, которое наблюдалось в мае-августе, основано на эффекте низкой базы, связанном с резким мартовским падением и снижением Центральным банком РФ учетной ставки, повлиявшим на понижение рыночных ставок кредитными учреждениями.

О включении режима сбережения

Аналитики связывают сжавшийся спрос на кредиты «до зарплаты» с изменением поведенческой финансовой модели граждан. Этап повышенной активности в начальный период года, когда россияне часто делали покупки, с началом кризиса резко сменился на более сберегательную модель.

Разве что сентябрь-начало октября существенно отличаются от бережливого поведения граждан, когда среди вкладчиков началось активное изъятие собственных сбережений с банковских счетов. По предположениям экспертов, в этот период гражданам в срочном порядке потребовались деньги на текущие жизненные расходы. Но такой всплеск снятия наличных оказался непродолжительным. Теперь россияне стали осторожнее в сфере потребления, чаще предпочитают не совершать дорогостоящие покупки, стараются не планировать финансы на длительный срок.

Настроения ухудшились

Недавние регуляторные статистические данные подтверждают ухудшение потребительских настроений. Так, падение индекса потребительского настроения в России составило за сентябрь 0,5% по сравнению с августовскими показателями. В Центробанке сообщают и о снизившихся потребительских ожиданиях на 1,2% за месяц. В состав этого показателя включается оценка россиянами перспективы собственной материальной обеспеченности на будущий год и предполагаемых изменений в сфере экономики по всей стране на год и пятилетие вперед.

По наблюдениям экспертов, финансовое поведение россиян изменилось из-за новостной повестки, а сегментам потребительского кредитования и займов в МФО характерна наибольшая чувствительность к подобным изменениям. Одним из следствий частичной мобилизации стало снижение показателей выдач микрокредитов в сентябре, ожидаются последствия и в октябре. Это вполне объяснимо: геополитическая неопределенность и нестабильная экономическая обстановка мало способствуют принятию адекватных решений по финансам.

О заметном снижении востребованности займов «до зарплаты» среди россиян ведутся разговоры и самими участниками рынка. Так, МФК «Займер» сообщает о сентябрьском снижении спроса на кредиты этой категории на 11,23% в сравнении с августом. Поступает информация и о сокращении среднего размера запрашиваемых в долг сумм.

Специалисты подтверждают зависимость потребительского поведения населения от нескольких факторов одновременно: снижения уровня личных доходов, инфляции и итогового ухудшения платежеспособности. Россиянам в такой обстановке приходится с осторожностью, взвешенностью и рациональностью заниматься планированием своих покупок. Сейчас отражением такого подхода стали статистические наблюдения в крупных маркетплейсах и наиболее посещаемых торговых центрах: там отмечается существенное снижение количества покупателей. По всей видимости, многие заняли позиции выжидания и задумались о процессе накопления. Кризис никогда не был подходящим временем для получения кредитов, поэтому и отмечается падение спроса на этом рынке.