ОКНО В ПАРИЖ

Поверьте, это не очень сильное преувеличение: если вы выберете время и зайдете в музей имени Врубеля, на выставку "Возвращение в Россию", то из серой слякоти сибирской весны на полчаса окунетесь в атмосферу весеннего Парижа, полюбуетесь морскими пляжами далекой и прекрасной Франции

Собственно, выставка посвящена памяти, наследию знаменитого русского художника Константина Маковского, на ней представлены подлинные документы, личные вещи художника, переданные, а точнее завещанные его внучкой, известной французской художницей Мариной Седрак, нашему земляку, краеведу Владимиру Селюку. Картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» — известна всем со школы. Маковский оставил очень много живописных полотен на темы русской истории, вот и экспозицию выставки украшает одна из работ художника, хранящихся в музее имени Врубеля — огромное полотно «Боярыня у окна». Но для неспециалистов, а для тех, кто просто любит живопись, настоящим открытием будет экспозиция живописи внучки Маковского Марины Седрак и ее отца — зятя знаменитого русского художника Сергея Седрак.

Немного истории. Сам Константин Маковский умер до революции. В 1915 году пролетку, в которой ехал художник, сбил трамвай. Но у Маковского уже тогда, как у многих русских художников, была мастерская в Париже. И потому Марина Седрак по праву считается художницей французской, но — с нашими, российскими корнями, и принадлежит к русской школе. Между прочим, ее работы до сих пор имеют спрос в магазинчиках на парижской улице Риволи, известной всем любителям искусства на Западе. Картины Марины Седрак и ее отца есть во многих частных коллекциях по всему миру. Сергей Седрак больше всего любил рисовать море, а его дочь — Париж. В Сибири, в Омске, никто из семьи Маковских не бывал. С Мариной Седрак познакомился и подружился, бывая в Париже, неугомонный Владимир Селюк. И художница, по происхождению русская, завещала мужу Морису Фламону передать часть ее картин и картин ее отца Владимиру Селюку, чтобы они вернулись на историческую родину ее семьи — в Россию.

Так картины и документы из архива наследницы «Константина Маковского оказались в Омске. Владимир Селюк умудрился даже привезти из Парижа два резных, ажурных стула, и теперь каждый, кто придет на выставку, может на них присесть.

А вот мнение искусствоведа Леонида Елфимова.

— Такая выставка была бы событием не только в Омске, но и в Москве, она несет, кроме эстетического, еще и просветительский смысл. Это действительно возвращение частички того, что Россия, казалось, безвозвратно утратила, — сказал Леонид Петрович.

Ничто на свете не проходит бесследно. Девять лет назад, в пору эйфории и ветра перемен, в Омске проходил так называемый второй конгресс соотечественников, когда в наш город съехались потомки русских эмигрантов из разных уголков мира. Больше таких конгрессов в Омске не было. Но в качестве наследства тех необычных встреч, завязавшихся знакомств остался дом-теремок на площади перед СКК, построенный ныне уже покойным потомком екатеринбургского купца Евгением Кулаковым. И еще осталась дружба краеведа Селюка с потомками русских в Париже. Благодаря этой дружбе, в Омск перекочевало уже немало любопытных реликвий истории, документов. Каждый раз, возвращаясь из Парижа, Владимир Селюк обязательно делает выставку из того, что он привез, что передали в Россию наши соотечественники, и эта выставка — шестая по парижским, так сказать, следам. И, наверное, самая яркая, потому что картины Марины Седрак и ее отца переносят нас в прекрасную Францию.