ПОГОСТЫ НАСТУПАЮТ НА ГОРОД

ПОГОСТЫ НАСТУПАЮТ НА ГОРОД

Как ни печально об этом говорить, но смертность в городе Омске по-прежнему превышает рождаемость, - ежедневно умирают 30-40 человек, за год отправляются в мир иной около 13 тысяч

Всех усопших, естественно, где-то нужно хоронить. В результате уже сейчас городские кладбища занимают около пятисот гектаров земли. А в скором времени поиск места для последнего приюта может стать весьма проблематичным: на большинстве существующих кладбищ мест для захоронения уже почти не осталось, а земельные ресурсы для строительства новых погостов практически исчерпаны…

Сейчас наметившийся дефицит похоронных мест город пытается решить за счет строительства в районе поселка Морозовка нового Юго-Восточного кладбища.

— Вот этот земельный участок, — рассказал журналистам, выехавшим на место стройки, директор МУП «Комбинат специальных услуг» Юрий Перегуда, — уже четвертый. Первые три мы исследовали и забраковали. Ведь для строительства кладбищ пригодна далеко не вся земля. Оно должно располагаться на высоких землях, с уровнем грунтовых вод не выше двух с половиной метров, почва желательна песчаная… В общем, санитарные требования к территориям кладбищ очень большие. Потребность в новом кладбище стала ощущаться ещё два года назад, сегодня действуют только три кладбища, на шести ведутся лишь подзахоронения, а девять погостов закрыты вовсе. Когда мы подъехали, на территории Юго-Восточного кладбища вовсю шли строительные работы: укладывалась асфальтовая дорога к кладбищу, ровнялась земля под будущие могилы… Первую очередь погоста на 100 похоронных мест планируется закончить уже в октябре. — Сначала здесь будут хоронить неопознанных и усопших, которых отказались предать земле их родственники, — прокомментировал Юрий Перегуда. — Последние вопиющие случаи, к сожалению, происходят все чаще. Получат родственники умершего пособие на смерть — полторы тысячи рублей, пропьют деньги и отказываются от похорон.

Приходится хоронить усопшего за государственный счет. Раньше случаев такого наплевательского отношения живых к своим умершим — родственникам было не более пятисот за год, а сейчас — в два раза больше…

Всего кладбище рассчитано на 50 тысяч похоронных мест, займет оно 35 гектаров земли. Однако, по свидетельству специалистов, этот новый погост полностью проблему дефицита похоронных мест не решит — при нынешнем уровне смертности граждан и количестве мест на действующих кладбищах оно заполнится максимум через 12 лет, минимум — через 7. Это значит, что примерно через три года городу придется снова начинать подыскивать территорию для очередного погоста.

— Сейчас, увы, освоение кладбищ идет несколько быстрее, чем ожидалось, — признался Юрий Перегуда.

Вот, например, первая нитка Западного кладбища сейчас уже практически использована.

Пришлось нам дополнительно выгадывать еще 4 га — эту территорию мы отвоевали у Кировской свалки. Почти не осталось места для захоронений на Ново-Южном кладбище.

Сейчас там в основном ведутся только подзахоронения.

На Ново-Южном кладбище мы тоже побывали. Везде чистота и порядок, ухоженная территория, новая ограда. Но и дефицит земли, теснота тоже бросались в глаза. Многие могилы так близко располагаются друг к другу, что даже традиционный столик со скамейкой там просто негде установить. Быть может, поэтому на воротах кладбища висит предупреждающая табличка: «Установка столиков, скамеек и оградок — только по согласованию с администрацией кладбища». Земельнью споры часто возникают и между людьми, чьи родственники покоятся в соседствующих могилах…

В причинах высокой смертности омичей, надо думать, еще предстоит разобраться специалистам. Пока же ее приходится признать как данность. По словам специалистов, потребность в освоении новых земель для кладбищ возникает примерно раз в пять лет. Земель, пригодных для строительства, остается все меньше, а их стоимость постоянно растет. Например, на строительство нового Юго-Восточного кладбища из бюджета города было выделено 12 млн. рублей. Большую часть денег «съела» земля. Но, по большому счету, дело даже не в огромной финансовой затратности и дефиците земли, По прогнозам специалистов, если похоронное дело в Омске и впредь будет развиваться в сторону традиционных захоронений, через 15-20 лет город окажется в кольце кладбищ. «Город мертвых» наступает на «город живых» уже сейчас и в указанные сроки окружит нас полностью.

Выход специалисты похоронного дела видят в строительстве в Омске крематория. Такая возможность уже рассматривается. На обустройство традиционной могилы по стандарту уходит 5 метров земли, на захоронение урны с прахом — всего метр. Экономия, как говорится, очевидна, и, если в нашем городе построят крематорий, проблема кладбищ будет снята. Правда, не ясно другое: захотят ли омичи подвергать своих усопших «огненному погребению»? Ведь согласно православным традициям тело должно быть предано земле…

Немало проблем доставляют Омску и уже закрытые кладбища. По закону их нельзя сносить. Закрытые кладбища должны превращаться в мемориальные и парково-мемориальные зоны. Но на их обустройство требуются огромные средства, и потому проблема закрытых кладбищ не решалась в Омске десятилетиями. Печально известна, например, история Старо-Южного кладбища, фактически превратившегося в заболоченное, заброшенное место, рассадник бандитизма и идеальное место для нелегальных захоронений…