Погода задалась с утра: температура 20 градусов ниже нуля — самое то для «праздника холода». Около десяти утра в наряде из двух шерстяных свитеров и теплой шубы я направилась в городской клуб «Здоровье», собирающий областной съезд моржей. Хотя организаторы убеждали меня, что с названием они не прогадали, выбрав День Нептуна, я позволила себе не согласиться. Как-то уж очень по-издевательски это сочетание звучало в 20-градусный мороз.
— А вы с нами разминку начинайте. Глядишь, и в прорубь нырнете. Сегодня как раз группу новичков посвящаем, — приободрил меня председатель городского клуба моржей Евгений Житнов.
«Заманчивое» предложение я не задумываясь отклонила. Предпочла греться вприпрыжку. К тому моменту руки сводило от холода, а ручка отказывалась писать на морозе.
— Что же вы не знали, куда идете? Надо было карандаш брать, — подбадривал Евгений Михайлович.
«Ничего, ничего, неприятность эту мы переживем», — приходил на ум веселенький напев. А вот как люди в эту воду будут нырять, я представляла себе с трудом.
Тем временем лед на реке расчищали специальными скребками и лопатками. Ребята работали в свитерах, некоторые даже без шапок. Я осторожно спустилась на лед, ближе к проруби, когда дело уже подходило к концу. Одни мужчины дочищали «берега» по обе стороны от 25-метровой проруби; чуть подальше другие мастерили своеобразную снежную тумбу, какие бывают в бассейнах. Третьи аккуратно собирали чем-то вроде сачка с поверхности воды мгновенно намерзающие ледышки. По-моему, очень острые.
— И сколько градусов вода в этой проруби? — обратилась я к краснощеким моржам.
— Градусов пять. Не выше. А на улице — минус двадцать. Так и считайте, в воде теплее на целых 25 делений!
Этот аргумент не показался мне убедительным, и я решила подняться наверх. Тем более что оттуда раздавались радостные крики и веселый смех. На площадке перед зданием разминались около сорока моржей и моржих, обряженных поверх купальных костюмов в сказочные костюмы леших и бабок-ежек.
— Делай раз! Делай… два, — командовал мужчина в костюме Деда Мороза. Рядом с ним стояла внучка Снегурочка и проводила разминку с моржихами.
По команде ведущих женщины и мужчины вмиг перемешались и разбились на пары. Я не успела сообразить, как меня под руку подхватила женщина в костюме не то Верки Сердючки, не то русалки.
— Будете моей парой, — в ее решительном голосе не слышалось вопроса.
Не прошло и секунды, как я уже делала наклоны.
— А что у вас за костюм, можно поинтересоваться? — запыхавшись от неудобного упражнения, вымолвила я.
— Костюм красивой женщины, — без отрыва от наших совместных приседаний ответила она. Такой ответ не предполагал дальнейших расспросов. Потом начались конкурсы: прыжки в мешках и перетягивание каната. Но за всем этим, бог миловал, я наблюдала уже со стороны. Пробежка. И в прорубь. Моржи и моржихи выстроились в очередь: женщины окунались в прорубь и выходили на берег. Но находились и отчаянные. Ветеран клуба Нина Григорьевна, ей накануне исполнилось 80 лет, нырнула в ледяную прорубь и проплыла всю дистанцию, все 25 «ледяных» метра.
За ней своей очереди ожидала группа моржей из Шербакульского района.
— А может, с нами все-таки рискнете? Тем более уже размялись, — подшучивала надо мной шербакульская моржиха со стажем Ирина Ермолина. — Попробуйте, моржами же не рождаются.
— Ими становятся, — укутываясь потеплее в шубу, согласилась я. — Но как-нибудь в следующий раз…