А чуть позже от высоких тополей, что у Никольского собора, остались лишь пни да кучи опилок. Горожане недоумевают: как же так, Омску собираются вернуть статус города-сада, а деревья при этом рубят прямо на центральных улицах?
Каждую весну бригады рабочих, сак дровосеки, валят сотни деревьев по всему городу. Намедни с ними отправился и корреспондент «Ч», чтобы увидеть собственными глазами, как город превращают в сад.
— Выше поднимай! — кричит рабочий из «корзины» подъемника. — Дерево высокое, до верхушки не достаем!
Мы забрались на высоту уже как минимум двадцати метров. Люди на земле становятся все дальше, а вот верхушки деревьев, где вороны свили гнезда, — все ближе. Как ни печально, но птиц нам придется потревожить. Под нами мчатся десятки машин, а значит, воздух здесь, наверху, не самый благоприятный для выведения потомства. Завыла бензопила и с визгом вгрызлась в ствол дерева. Его спиливают по частям (сверху вниз) и оставляют пень 6-7 метров в высоту, который в скором будущем даст новые ростки.
— Этот тополь — настоящий городской фильтр, на него все жалуются, но без него нам было бы нечем дышать, — рассказывает инженер 1-й категории управления благоустройства Центрального округа Владимир Ромашев. — Летом пух собирает на себя всю грязь и пыль и оседает на землю. Поэтому тополь — самое нужное дерево для города. Другое дело, что в Омске большая часть тополей слишком высоко поднялись к небу, а это, извините, некрасиво.
Да и потом, «великаны», что растут вдоль дорог, опасны для человека. Не дай бог, случится ураган, и тридцатиметровое дерево рухнет прямо на проезжую часть. Тополя высадили в Омске еще тридцать лет назад. А сегодня они вымахали до исполинских размеров. Потому их и спиливают — от греха подальше. Но не целиком, а только верхушку, чтобы дерево не погибло, а летом снова зазеленело.
— Кстати, в скором будущем мы начнем облагораживать сквер напротив университета путей сообщения, — дает обещание Владимир Ромашев, который занимается озеленением города аж с 1968 года. — Наверняка придется потрудиться и на площади Дзержинского, у бывшего сквера Пионеров, пора браться и за парк Победы. Перед Днем города всегда работы невпроворот, а в Омске, если честно, очень много необлагороженных уголков. Знаете, скверы по определению не должны быть густо засажены деревьями, а у нас они пока что напоминают дремучие леса. Причина в том, что в последние годы в Омске недостаточно занимались озеленением. Я считаю: для того чтобы наш город снова стал садом, необходимо больше вырубать деревьев и высаживать новые ценные породы: черемуху, пихту, дуб. Например, у Вечного огня мы уже посадили на днях несколько кустов рябины.
Однако чтобы полностью очистить город от лишних деревьев, городской казне придется порядком раскошелиться.
— Только одно спиленное дерево обходится примерно в две тысячи рублей, — уверяет Владимир Ромашев. — Стволы и ветки мы увозим на свалку, где их прессуют и закатывают под глину. Жечь спиленные деревья запрещается.
Но есть у городских «дровосеков» любимые породы деревьев, срубить которые рука не поднимется. Пихта и береза, по мнению опытных агрономов, оказывают на человека особое влияние: они поднимают настроение!