Такой фестиваль вчера завершился в нашем городе. Он был посвящен 65-летию замечательного омского коллектива — театра куклы, актера, маски «Арлекин». На него съехались театры кукол почти со всей Сибири — тринадцать. Знаменитое братство кукольников получило еще одно яркое подтверждение своей жизнеспособности.
Но кроме двух названных категорий есть фестивали, построенные на основе «спрос-предложение». И вот именно такой фестиваль с простым, но громким названием — «Будущее театральной России» — также состоялся в мае в Омске. Он проходил на базе академического театра драмы, где на двух сценах — основной и камерной — в течение недели были представлены спектакли театральных школ Екатеринбурга, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Саратова, Ярославля. Спектакли не были предназначены для внутреннего показа, все они шли «на зрителе». Самое удивительное — при наполненных залах. Факт, еще раз подтвердивший репутацию Омска как города театрального. Впрочем, тут есть свои «но». И они касаются в основном качества отдельных спектаклей, а это, в свою очередь, есть не что иное, как отражение качества образовательного уровня тех или иных провинциальных театральных учебных заведений.
Сознательно не избегаю слова «провинциальный». В данном случае не буду стыдливо упрятывать его за географическое понятие. Спектакли некоторых театральных школ (в частности — новосибирской) носили неисправимый отпечаток провинциальности. И это несмотря на то, что Новосибирск давно чтит себя столицей Западной, а то и всей Сибири. У Омска нет своей театральной школы. Но порой думается: и слава Богу, что нет. По крайней мере, одним нашим грехом будет меньше: не будем мы плодить и увеличивать провинциальность в театральном мире.
Пожалуй, самый убедительный художественный результат обучения представил публике бывший главный режиссер Омского академического театра драмы, а ныне режиссер Иркутского ТЮЗа и педагог Иркутского театрального училища Вячеслав Кокорин. Приятная встреча через годы. Его воспитанники показали грим-концерт по рассказам М.Зощенко и «Женитьбу» Н.В.Гоголя.
В целом программа фестиваля дала возможность не только оценить уровень профессиональной подготовки будущих актеров, но и пополнила зрительский багаж новыми впечатлениями.
Кстати, в Омск съехались и директора, режиссеры, администраторы театров разных городов России. Потому что этот фестиваль на самом деле все-таки биржа. Молодежь, оканчивающая вузы, показывает себя, а театры подбирают нужные кадры. Как утверждал директор Всероссийской театральной биржи Владимир Крупицкий, подобные фестивали (прежние шесть проходили в Курске и Ярославле), на самом деле — ярмарки театральных вакансий. И что весьма отрадно, по их итогам происходит стопроцентное распределение молодых актеров и, как минимум, две свадьбы. Будет ли такая же завидная результативность у омского фестиваля — покажет время.