В канун Дня города благотворительный фонд «Меценаты Сибири» познакомил омичей с необычным проектом, — он называется «Я живу в Омске» и представляет собой гербовые эмблемы городских микрорайонов.
С древнейших времен геральдическая система символов служит людям отражением их рода, работы, государства. Традиционная гербовая геральдика не охватывает отдельно взятые районы проживания, хотя число жителей микрорайонов в современных мегаполисах вполне сопоставимо с населением средневековых городов. Старший научный сотрудник музея «Искусство Омска» Евгений Груздов решил заполнить этот пробел. На идею его натолкнули прогулки по Москве, на улицах которой он увидел гербовидные эмблемы столичных районов. Вернувшись в Омск, Евгений засел за компьютер и разработал гербы для 84 микрорайонов нашего города. Все они, по замыслу автора, объединены надписью «Омску 290 лет», которая дополняется девизной лентой «Я живу в…» с названием городского микрорайона — официальным его именованием или данным жителями.
Но придумать и сделать что-то мало, нужно, чтобы это стало доступным людям, для которых оно, собственно, и создавалось. И тут Евгению Груздову повезло — он нашел единомышленника в лице президента благотворительного фонда «Меценаты Сибири» Геннадия Звягинцева. Геннадий Николаевич сразу воспринял идею молодого геральдиста и выразил желание помочь продвижению его проекта.
— Символика, связанная с малой родиной, будь то село или городской микрорайон, на мой взгляд, очень способствует воспитанию патриотизма, сродненности с местом, где ты живешь, — говорит Геннадий Звягинцев. — Я сам коренной омич, вырос в городке Нефтяников и, хоть и живу сейчас в другом районе города, всегда с теплотой вспоминаю родной двор, улочки и скверы, где мы играли, гуляли, влюблялись. Еще в юности на танцах наши парни с гордостью говорили: «Я из Нефтяников». По-моему, и сегодня многие молодые люди охотно идентифицируют себя со своим районом. А герб дополняет эту ассоциацию, подчеркивает значимость родного уголка города.
Однако развернутая в галерее «Квадрат» выставка гербов, придуманных Евгением Груздевым, привлекла внимание не только молодежи. Зашедшие на нее, вне зависимости от возраста, с интересом рассматривали символы своего микрорайона, искали их изображения на занявшей одну из стен галереи карте Омска. А еще больше понравились посетителям выставки белоснежные рубашки «поло» с вышитыми гербами. Люди старались отыскать изделие со «своим» гербом, с именем района, где они живут. Интересовались ценой, но Геннадий Звягинцев с улыбкой — родиной, мол, не торгуем — дарил рубашки и в придачу к ним такие же белые бейсболки с названием возглавляемого им фонда «Меценаты Сибири».
Брали с удовольствием, охотно отзываясь об идее проекта.
Аня с 8-месячным малышом на руках: «Это моя крестница, живу по соседству с ее родителями в городке Нефтяников. Ей еще до такой тенниски расти и расти, а я непременно надену, чтобы ходить с гербом моего района»
Ольга: «Специально выбрала рубашку с эмблемой поселка «Южный» — там долгие годы жили родственники, которые сейчас в Германии и скоро должны к нам в гости приехать. Уверена, они будут рады такому подарку».
На всех желающих рубашек, конечно, не хватило, но, кому они не достались, не обиделись — главное, говорят, идея замечательная, и спасибо тем, кто помог воплотить ее в жизнь.
— Художники — люди зависимые, и многие их творения могли бы не дойти до народа, если бы не меценаты, которые их поддерживали, — говорит известный омский художник Артур Муратов, живущий ныне в Подмосковье и приехавший погостить в родной город. — Этот проект — результат доброго патриотизма, проявленного фондом «Меценаты Сибири» по отношению к действительно интересной идее.
А президент фонда Геннадий Звягинцев с Евгением Груздевым, стоя в стороне, обсуждали, как развить идею, познакомить с нею больше людей. Можно выпустить календарики, значки, бокалы и многое другое с эмблемами, отличающими эти изделия, делающими их теми сувенирами, которые пользуются такой популярностью за рубежом и которых так не хватает нам. Можно изготовить красочные плакаты для КТОСов, управляющих компаний ЖКХ, можно использовать эмблемы в качестве элементов наружной рекламы. Да мало ли что еще можно придумать в развитие проекта, созданного Евгением Груздовым и подхваченного Геннадием Звягинцевым.