Крапивинские жилы, из которых выкачивают черное золото, до последнего времени питали прибылью добывающую компанию «ЮКОС» и соседнюю Томскую область, которой территориально и принадлежит Крапивинское. Юго-западная его часть на омской стороне стала оживать после того, как ОАО «Сибнефть» в марте прошлого года выиграло тендер на право разработки. А в июне 2001 года нефть здесь была уже добыта. Казалось бы, ничего экстраординарного не произошло. Особенно по меркам большого нефтяного бизнеса.
Последнее время активно вводятся в эксплуатацию, особенно на российском севере — в Тюменской области, на Чукотке, месторождения куда более крупные, чем это, извлекаемые запасы которого составляют порядка 7,5 млн тонн. Однако, несмотря на довольно скромную цифру, значимость событий как непосредственно для области, так и для самой компании многократно весомее. И вот почему.
Чтобы держаться на плаву, России нужна нефтяная валюта. В регионах не меньше, ведь там, где добывается черное золото, жизнь все равно другая: есть работа, заработок, перспектива. Взять хотя бы наших нефтедобывающих соседей.
Разведка новых месторождений пришлась на середину 80-х. Тогда еще выделялись крупные капвложения из госбюджета. Однако по иронии судьбы омская «середина» оставалась финансовой дырой. Наш Север вынужден был приспособиться под промышленное производство второго хлеба — картошки. И это было фактически пределом мечтаний. Десятилетия подряд.
— Идея освоения Крапивинского действительно принадлежит вашему губернатору. Он сам ее придумал, зажег этой идеей нас и создал условия наибольшего благоприятствования для осуществления задуманного, — скажет позже, на торжественном митинге, президент ОАО «Сибнефть» Е. М. Швидлер.
Обустройство Крапивинского шло темпами, которые можно сравнить разве что с самотлорскими. Скорость и точнейший организаторский расчет — доставка грузов по зимнику, монтаж оборудования — обгоняли время.
На Крапивинском работы идут вдвое быстрее, чем на другом нашем месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе — Приобском, — утверждал В. А. Арнаутов, заместитель начальника отдела Московского департамента капстроительства «Сибнефти». — Смотрите сами. Монтаж бурильной установки: план — июнь — сентябрь 2001 года, факт — первый квартал; расконсервация разведывательной скважины: план — октябрь, факт — март; бурение эксплуатационной скважины: план — октябрь, факт — предположительно состоится на четыре месяца раньше.
Успех, который мы имеем на Крапивинском, достигнут исключительно благодаря региональной власти, — продолжает Владимир Александрович. -А уж скорость освоения целиком и полностью наша стихия. Здесь нам дан карт-бланш, плотно начиненный взаимной выгодой.
За землеотвод, лесорубный билет и прочие разрешения «Сибнефть» уже перечислила в бюджет области свыше 10 млн рублей. Восемь из них получил на социально-экономические нужды Тарский район. У многих северян благодаря данному проекту появилась работа. Еще больше омичей, причем из разных районов области, стремятся сюда устроиться.
Впоследствии, помимо специалистов узкой направленности, здесь появятся еще десятки рабочих мест, особенно для подрядных организаций. Ведь одна только нефть как таковая не сможет всех сделать счастливыми. Это будет не просто локальный добывающий комплекс. Создание новых дополнительных производств и расширение социальной инфраструктуры повлекут за собой и значительные качественные изменения жизни населения области. Новый приток нефтяных налогов не что иное, как тот редкий шанс, который позволит нашему региону развиваться многогранно и, главное, значительно быстрее.
Уже в ближайших планах ОАО «Сибнефть» в освоении Крапивинского месторождения — бурение 97 скважин. Сейчас идет разведка недр также на Карандашовском, Приграничном месторождениях и на так называемом 64-м блоке. Это уже не Крапива, ставшая точкой отчета, а, судя по ожиданиям, наверняка нечто большее.