ВЕЧЕРИНКА ПАМЯТИ ПОГИБШИМ

На днях коллега поделилась наблюдениями за своей дочкой-подростком: "Откуда в ней столь сильное пренебрежение ко всему русскому, даже к языку? Фильмы по телевизору смотрит исключительно иностранные, да еще и стремится сама переводить английские слова. Музыку слушает также английскую. Я даже и фамилий ее любимых певцов не повторю. А в адрес моего любимого Газманова высказалась: "Переключи ты это старичье, ушедшее в отстой...". А ведь в нашей семье всегда был культ русских песен"

Да, за абстрактными разговорами о западной масс-культуре, стремящейся «европеизировать» и «американизировать» наше общество, мы даже не замечаем, какие «хорошие» всходы дала переориентация в минувшее десятилетие российских средств телерадиовещания на забугорную киновидеопродукцию в наших подросших девочках и мальчиках.

В конце мая в редакцию «Омской правды» пришло приглашение из Омского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «НАН» («Нет алкоголизму и наркомании») за подписями руководителя этой организации С. М. Катанцева и члена правления О. В. Есаулова. Руководство Омского отделения фонда «НАН» приглашало осветить «Вечер памяти погибших от СПИДа и наркотиков», который оно организовало в парке культуры и отдыха «Советский». Далее сообщалась программа вечера памяти погибших — выступления музыкальных групп, театра пантомимы ДК им. Малунцева и т. д. Признаться, мы впервые столкнулись со столь своеобразным подходом к организации мероприятий, связанных с поминанием усопших. На Руси православной принято почитать умерших минутами молчания, зажженными в церкви свечами, молитвами, посещением могил, добрыми воспоминаниями о покинувших нас.

Но может быть, музыкальные группы подготовили по сему случаю специальную программу-реквием, которая бы своей высокой художественностью, пронзительностью текстов, волнующими мелодиями «достучалась» до тех, кто добровольно сдался в наркотический плен, и отвела бы эту беду от тех, кого наркодельцы еще только пытаются заловить в свои сети?

Однако действительность, по словам очевидцев, подтвердила не эти, а самые негативные предположения. Не было ни какого концерта-реквиума. Были самые что ни на есть попсовые песни-пляски самодеятельных артистов из продюсерского центра «Валентин». И одетых вовсе не по теме вечера памяти погибших от СПИДа и наркотиков. Впрочем, точнее будет сказать — даже полуодетых.

Веселье на сцене, между тем, было дружно поддержано зрителями, привлеченными в парк бесплатным зрелищем. Для поднятия настроения многие молодые люди тут же подзаправлялись пивом. В общем, не вечер памяти получился на самом деле, а вечеринка с танцами. Абсурдность мероприятия усилилась эксцессом, связанным с запуском в небо разноцветных шаров — красных, желтых и двух черных, — символизировавших души умерших на Омской земле больных СПИДом. Странно, конечно, что по замыслу организаторов и черные шары (символы умерших), и шары ярких цветов (символы яркой, насыщенной добрыми делами жизни) почему-то должны были одновременно взмыть в небо — то есть в мир иной. Но можно сказать, что сам Всевышний вмешался в осуществление этой неразумной затеи. Шары так и не смогли взлететь. Немного приподнявшись, они стали падать на землю. И тут разгоряченные песнями, плясками и пивом зрители кинулись разбирать «души» умерших и живых. При этом кто-то упал, кому-то наступили на спину….

Не спасли эту вакханалию с идеологической точки зрения и массовые скандирования жизнеутверждающих лозунгов, которые радостно подхватывала разгулявшаяся молодежь: «Нет наркотикам!», «Жизнь должна продолжаться!», «Самый лучший наркотик — любовь!».

Достигли ли организаторы вечера памяти погибших от СПИДа и наркотиков той цели, ради которой они его устраивали (уж не говоря об аномальности самой идеи вечера-концерта памяти погибших)? В приглашении, отправленном в редакцию «ОП», она была сформулирована так: «привлечение широкой общественности к проблеме больных СПИД, ВИЧ-инфекции, наркомании в Омском регионе». Думается, несерьезный подход к представлению широкой публике той на самом деле страшной опасности, которую являет собой эпидемия ВИЧ, может породить столь же несерьезное, легкомысленное отношение и к употреблению наркотиков, и к СПИДу. Хотя на деле-то им все чаще и чаще завершается пагубное увлечение наркотиками.

Такими были наши размышления по поводу вечера памяти погибших от СПИДа и наркотиков. Однако журналисты не являются профессионалами в области профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции. Вдруг мы отстали со своими пуританскими воззрениями от жизни? Может быть, организаторы из «НАН» действовали в соответствии с современными — продвинутыми, как принято сегодня говорить — технологиями паблик-рилейшнз? И возможно, подобные акции поддерживают даже профессиональные наркологи? Давайте спросим их мнение.

Вера Антоновна Дроздова, заместитель главного врача областного наркологического диспансера:

— Мы некоторое время сотрудничали с Омским региональным отделением фонда «НАН» в реализации программы обмена шприцев наркоманам. Хотя к этой программе, финансируемой из Москвы, в Омске и среди профессионалов неоднозначное отношение, однако мы, наркологи, видим в ней целесообразность. К тому же во все лечебные учреждения страны, и в наш диспансер в том числе, пришло постановление главного санитарного врача РФ о необходимости поддержки данной программы, ибо есть положительный эффект — в предупреждении распространения гепатита, ВИЧ-инфекции. Мы даже подключали к ней своих участковых врачей. Правда, сегодня они уже не задействованы, так как «НАН» перестал финансировать их работу в этом направлении.

Проводить же веселые вечеринки в память умерших от СПИДа не только неэтично по отношению к ним и их родственникам, они чреваты обратным эффектом. На мероприятиях, так или иначе посвященных проблемам СПИДа и наркомании, надо со всей серьезностью говорить о том, какие разрушения они наносят обществу, сколь много людей погибло в расцвете лет, не оставив на земле никакого следа — ни в творческом плане, ни детей…

Сергей Вячеславович Иванов, начальник информационно-аналитического отдела управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Омской области:

— С «НАН» мы впервые познакомились заочно, когда управление по молодежной политике горадминистрации переадресовало нам их проект организации в Омске сети пунктов для бесплатной раздачи наркоманам чистых шприцев. С ним они хотели участвовать в конкурсе на получение грантов. Почему их проект был направлен к нам на рецензию? «НАН» предложил организовать работу своих пунктов под защитой сотрудников УБНОН — чтобы агрессивно настроенные наркоманы не забрали весь обменный товар или еще какой-то фортель не выкинули. Мы были сражены абсурдностью этой идеи — предложить сотрудникам управления, задачей которого является пресечение распространения наркотиков среди населения, охранять наркоманов! Это ведь полная дискредитация нашей профессии.

Что касается их общественных акций типа вечера памяти погибших от СПИДа и наркотиков, то и в них та же абсурдность прослеживается. Не задумываясь, тащат в Россию любой зарубежный опыт. А так нельзя делать. Россия — не Европа и не Америка. Менталитет у нас совсем иной.

Я расспрашивала еще многих, кто сталкивался с деятельностью «НАН»: сотрудников областного центра по борьбе со СПИД, специалистов областного и городского комитетов по молодежной политике, областного центра медицинской профилактики… Не нашлось среди них ни одного человека, который бы положительно отозвался об идее проведения музыкальных вечеринок памяти погибших. Независимо от того, что стало причиной несвоевременного ухода людей из жизни.