СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…

О ЧЕМ ЗАБЫЛИ ЧИНОВНИКИ ВООБЩЕ, И ОМСКИЕ В ОСОБЕННОСТИ

Светлое будущее, о котором говорят чиновники на предвыборных встречах с омичами, никак не просматривается. Да и как его можно разглядеть, если везде маячат минусы. Ну приняли недавно федеральные власти закон о развитии сельского хозяйства. И что толку. Никакой конкретики. Одни общие слова и прожекты.

К примеру, возьмем пятую статью закона, в котором идет речь о государственной аграрной политике. В ней черным по белому написано, что государственная аграрная политика направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием территорий понимается, в частности, увеличение объема производства, повышение эффективности, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

А где это у нас?! Только дойное стадо в сельхозпредприятиях уменьшилось в четыре раза. Овец извели совсем. Наполовину «урезали» и птицеводство. А какой примитивной стала культура земледелия?! Многие фермеры, акционерные общества, кооперативы в основном возделывают только пшеницу. Она в структуре производства зерна занимает более 75 процентов. Хозяйства практически перестали выращивать такие доходные культуры, как гречиха, просо. Вот-вот забудут они и как возделывать озимые. А главное, в области не засевается около 700 тысяч гектаров ранее используемых земель.

Однако вернемся к федеральному закону о развитии сельского хозяйства, подписанному недавно президентом. Какой бы абзац или статью этого документа ни взял, то непременно здесь тезис о красивой жизни на селе. Тут и доступность и адресность государственной поддержки есть, и о единстве рынка сельскохозяйственной продукции и обеспечении равных условий конкуренции слово замолвлено, даже о защите экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей речь идет. Но разве раньше правительство Российской Федерации не принимало подобных постановлений, законов и других нормативно-правовых актов? Сколько угодно. А сколько громких целевых программ, касающихся сельского хозяйства, разработала омская власть за последние годы. Мне кажется, наша губернаторская команда только и говорила, что о «неуклонном повышении эффективности». А на деле все свела к тому, что в области из четырехсот нормальных в экономическом плане хозяйств почти половина стала банкротами. Люди лишились работы, средств существования. В Называевском, Омском и других районах новые русские с позволения власти во многих селах камня на камне не оставили. И что это у нас за такая государственная аграрная политика, при которой власть не пощадила даже госплемзаводы, племенные хозяйства, фермы?!!

Недавно по телеящику рассказывали, как претворяется в жизнь национальный проект в одном из акционерных обществ европейской части страны. Сюда, как сообщила журналистка, завезли буренок из-за рубежа. Живется им, дескать, неплохо. Животноводы строго выдерживают режим кормления и содержания. Но особое внимание она сосредоточила на «ошейниках», что надеты на коровах. В них вмонтированы устройства, которые дают возможность судить, сколько тому или другому животному давать кормов, помогают вести учет. И все это было подано с таким апломбом, что можно подумать: россияне этого сроду не видели и не слышали.

Да было это все у нас! Правда, не во всех хозяйствах. Но в начале девяностых годов прошлого века о компьютеризации производства заговорили многие. И не только о компьютеризации. В госплемзаводе «Омский», например, успешно начали проводить пересадку эмбрионов от высокопродуктивных коров низкопродуктивным. Для этой цели была оборудована специальная лаборатория, подготовлены специалисты. И кто знает, как бы развивалось животноводство области сейчас, если бы не реформы Ельцина-Полежаева.

Ну а про земледелие и говорить не приходится. В Омск в то время ездили учиться возделыванию тех или иных культур. Наша область по праву была школой передового опыта. Почти все южные хозяйства в пойме Иртыша имели орошаемые земли. Особенно неплохое развитие мелиорация получила в Омском районе. Немало поливных, земель было в Таврическом, Нововаршавском, Черлакском районах. Теперь об этом забыли Оборудование и механизмы давно растащили, а на угодьях, где когда-то собирали по 2-3 укоса трав, новые русские выращивают зерновые.

Смешной стала в омском регионе и селекционная работа — как в животноводстве, так и в растениеводстве. Многие фермеры, кооперативы высевают семена низкого качества, почти не занимаются сортообменом. Боюсь, вот-вот рухнет и система госплем- объединений. По крайней мере, омское племпредприятие, которое должно обеспечивать хозяйства семенем лучших быков-производителей, находится на грани развала. Пока оно имеет запасы семени, кстати, еще с дореформенных времен. Но ведь рано или поздно запасы иссякнут.

Ничего конкретного не сказано и в названном законе. В нем лишь подчеркнуто, что бюджетные средства будут предоставлены в соответствии с законодательством. Но ведь это вот что означает: какой бюджет Госдума или Законодательное собрание области примут, так крестьяне и жить станут. То есть годами обделяемое своими же региональными чиновниками омское село шансов на новую, лучшую жизнь не имеет. Вот если бы в законе было четко прописано, сколько процентов расходной части бюджета пойдет на сельское хозяйство, тогда другое дело. А так — болтовня одна. В 2007 году из областного бюджета на сельское хозяйство не выделяется даже и двух процентов.

Почему только два? Почему такая издевка? Задайте сегодня эти вопросы сладкоголосым агитаторам из числа чиновников.