Старше этой постановки в Музыкальном есть, пожалуй, только одна — «Летучая мышь» Штрауса, которой впору отмечать четвертьвековой юбилей.
«Возможно, мы и стали чуть старше, — улыбаются актеры, но музыка Имре Кальмана не постареет никогда».
В некотором царстве, в некотором государстве жила была принцесса Ютта. А королевство у нее такое крошечное, что вельмож в нем больше, чем простых людей. Ну а по соседству, как и полагается, жил принц Пауль, у которого королевство было ничуть не больше. Собственная свобода ему оказалась дороже, чем женитьба на соседской принцессе, и он сбежал. Зато принцесса оказалась не из робких. Переоделась в платье служанки и отправилась на его поиски. Чтобы утешить свою девичью гордость и показать, как нехорошо бегать от знакомых принцесс. Ну а чем все закончилось, догадаться несложно. Сказка-то, в общем, не про принцев и принцесс, а про большую и счастливую любовь.
Удивительно, но в России оперетты Кальмана любят даже больше, чем в его родной Венгрии. Легкая музыка, незатейливые сюжеты, добрая ирония, влюбленность в жизнь — все это каким-то чудесным образом перемешивается и задевает в душе что-то такое, что просто не может оставить равнодушным. Ни зрителей, ни актеров.
— Для меня это особенный спектакль, — рассказывает заслуженная артистка России Ирина Трусова, исполняющая роль Ютты. — «Голландочка» стала первой моей большой самостоятельной работой на профессиональной сцене. Я тогда только-только в омский театр приехала. Ходить по сцене не умела, говорила поставленным оперным голосом, что в оперетте выглядит совершенно неестественно. Из актерского арсенала у меня были лишь темперамент и желание достичь результата. И я его достигла. Даже спустя годы «Голландочка» остается крепким, отлично сделанным спектаклем, в котором сохранились и свет, и легкость.
Спектакль вырос из творческого взаимопонимания целой команды мастеров своего дела — режиссера К. Васильева, дирижера Г. Комаровского, балетмейстера В. Тулуповой, художника А. Шелковникова, хормейстера Т. Бобровой и актеров театра. И в этом — тоже часть секрета долгой жизни омской «Голландочки».
— Чем хороша оперетта, — говорит народный артист России Георгий Котов, исполнитель роли премьер-министра Штопа, — она всегда дает надежду на то, что добро обязательно победит зло, что дурак будет наказан, а справедливость восторжествует, как в хорошей сказке. Оперетта — это вообще сказка. Только для взрослых.