Вчера в парке Победы в очередной раз звучал молебен по «чернобыльцам» — омичам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и не дожившим до ее 21-й годовщины.
За прошедшие после катастрофы годы выросло целое поколение, однако смертельное дыхание Чернобыля более чем 20-летней давности до сих пор настигает участников тех событий. В апреле умерли еще три ликвидатора — Геннадий Ламаза, Николай Захаров, Игорь Ляхов. Старшему из них, Николаю Захарову, в июле этого года исполнилось бы только пятьдесят лет. Остальные были еще моложе. Как рассказывает председатель Омской региональной общественной организации инвалидов «Союз «Чернобыль» Владимир Денисенок, с начала 2007 года в мир иной ушли уже 15 «чернобыльцев». Прежде в течение года умирало в среднем по 30-32 ликвидатора. Печальная тенденция привела к тому, что на черной мемориальной доске, установленной в офисе организации, уже не осталось места для новых фамилий. А остающиеся в живых «чернобыльцы» Омской области, как и их друзья по всей России, между тем испытывают большую обиду на государство и общество, которое они защищали ценой своего здоровья. После выхода Федерального закона № 122 ликвидаторы лишились многих важных льгот. Прежде каждый из них имел право на ежегодный оздоровительный курс в санатории. Теперь, чтобы получить такую возможность, необходимо пройти освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭК). «Будто мы с годами здоровее становимся!» — возмущается член союза «Чернобыль» Виталий Адонин. Тем не менее, эксперты МСЭК нередко стали отказывать ликвидаторам в санаторной «визе». Случается, что «чернобыльцам» — инвалидам II группы вдруг присваивают более легкую III группу. По тому же 122-му закону «чернобыльцев» урезали в правах на пользование жилищно-коммунальными льготами. Раньше скидка в оплате предоставлялась на всех членов семьи, а с 2006 года — только на одного участника ликвидации аварии. Многие «чернобыльцы» до сих пор не могут решить жилищные проблемы, хотя здесь-то вроде бы и законодательство на их стороне. Жилье должно предоставляться ликвидатору в течение трех месяцев со дня подачи заявления.
Поэтому центральное правление общероссийского союза «Чернобыль России» приняло решение о проведении в конце мая всероссийской акции протеста в форме повсеместных митингов. Однако омская организация «Союз «Чернобыль» уже отказалась от проведения в Омске подобной протестной акции. Владимир Денисенок говорит, что правительство Омской области делает все от него зависящее, чтобы поддержать «чернобыльцев». Несмотря на то, что по ФЗ № 122 они, как и все инвалиды, были лишены права на бесплатный проезд, в Омской области эту льготу сохранили. Также в отличие от «ликвидаторов» других регионов России омские «чернобыльцы» по-прежнему имеют право на бесплатное протезирование. Все они, а также их дети до 14 лет всегда получали дополнительные выплаты на питание.
— Ну а те проблемы, о которых говорится в требованиях центрального правления союза «Чернобыль России» к правительству РФ, могут быть решены только на федеральном уровне, — считает лидер омских «чернобыльцев».
Незадолго до 21-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС в Омске вышла книга «Чернобыльский крест», рассказывающая о наших земляках, защитивших мир от угрозы ядерного загрязнения. Книга давным-давно была готова к изданию, да спонсоры все не находились. Решение о финансовой поддержке важного издания из областного бюджета принял губернатор.
В офисе омского союза «Чернобыль» есть также макет памятника ликвидаторам, авторами которого являются известные омские скульпторы Чиркины. Он представляет собой ангела, над которым простирается арка с колоколом. Этот колокол звонит от малейшего дуновения ветра. Увы, у общества «чернобыльцев» нет средств на финансирование проекта. Но они все же надеются на то, что когда-нибудь по их друзьям-«однополчанам» в парке Победы будет звонить колокол.