Торжественное собрание, посвященное этой скромной дате, состоялось в зале историко-краеведческого музея. А где же праздновать юбилей ОКО, если некоторые омские семьи прожили в нашем городе около двухсот лет?! Только на фундаментах историй этих семей уже можно создавать музеи, не так ли?.. Скажем, на первом ряду сидел 89-летний Ярослав Ярославович Корвин-Круковский из славной семьи омичей, его отец был одним из устроителей Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной, торгово-промышленной выставки 1911 года, которая до сих пор не забыта. Но и Ярослав Ярославович, уверенно шагающий к своему 100-летию, только недавно приобрел легкую трость и шутит по этому поводу: «Мне еще далеко до борца Ивана Поддубного: тот ходил с пудовой тростью!».
БЕЗ «ВЧЕРА» НЕТ «ЗАВТРА»
Нарушая законы репортажа, начну его с выступления на юбилее заслуженного архитектора России академика Альберта КАРИМОВА, подарившего обществу не только авторскую картину, но и ряд мыслей, которые помогут всем омичам понять
оригинальность замысла и перспективы развития общества коренных омичей. Итак:
— Какое прекрасное имя — ОКО! Кто же не знает символического недремлющего ока?! Но сказка сказкой, а у нас ОКО должно смотреть за стариной, реально заботиться об исторических памятниках, а это главное достояние Омска. И благо, что идея создания общества коренных жителей родилась именно в Омске. С каждым годом сохранять исторический облик наших городов все труднее и труднее. И Москва, увы и ах, нам здесь не пример: в столице, не моргнув глазом, снесли гостиницу «Москва», а Манежная площадь стала «крышей» подземного торгового комплекса. В Санкт-Петербурге рядом с Исаакиевским собором планируют возвести 300-метровый небоскреб Газпрома. Конечно, трудно противостоять всесокрушающей власти денег. Однако Омск — третья столица России — воскрешает Успенский собор. Я горячо поддерживаю линию губернатора Омской области в восстановлении Воскресенского и Ильинского соборов. И еще у нас была идея создать своеобразный архитектурный «крест» — пересечение проспекта Маршала Жукова с современной архитектурой и Никольского проспекта (улица Красных Зорь) с исторической застройкой. В свое время нам не удалось придать статус исторической зоны, скажем, территории Казачьей слободы. А ее надо спасать обязательно. Кстати, почему город должен быть только многоэтажным? Возьмите столицу США — Вашингтон, он почти весь одноэтажный. Лично у меня особняки Казачьей слободы, таинственные дворики Любинского проспекта, вся Омская крепость с духом гениального каторжника Достоевского вызывают больше эмоций, чем любой небоскреб из стекла и бетона… Повторяю: сохранить исторические корни сегодня нелегко. Но это и подчеркивает доблесть общества коренных омичей. Вспомните, какой шум поднялся в городе, когда здание Дворянского собрания хотели превратить в театр кукол. Надо вернуться к тому горячему творческому энтузиазму, которого побаивались власти и в том числе и я как главный архитектор города. Да, ОКО должно быть не только недремлющим, но и непримиримым. А цели у общества серьезные. У меня пожелание: надо краеведам, историкам, архитекторам и, разумеется, членам ОКО собраться вместе и провести научно-практическую конференцию, посвященную 300-летию основания Омска. Надо использовать на полную мощность энтузиазм в сохранении того, что осталось, надо вооружиться современными технологиями, которые помогут восстановить облик старого города. И надо помнить золотые слова Марины Цветаевой: «Если сегодня нет вчера, то не будет и завтра».
МАЛЫЕ ДЕЛА БОЛЬШОГО ГОРОДА
Ведущая юбилейного вечера Ирина ЛУТОШКИНА рассказала об инициативах, с которыми коренные омичи постоянно выступали. Немало идей уже реализовано. Восстановлены Тарские ворота и Серафимо-Алексеевская часовня. На бульваре Леонида Мартынова заложена Аллея литераторов. На территории станции юннатов ожил первый омский фонтан. На входе на военное кладбище возведена часовня. На улицах Омска рядом с их новыми названиями появились и старые имена, скажем, улица Маяковского была когда-то Кузнечной…
У Ярослава Ярославовича КОРВИН-КРУКОВСКОГО такой почтенный возраст, что он запросто рассказывает о 20-х годах. Был тогда такой порядок: живешь в частном доме — посади рядом деревья, вечером включи электролампочку, чтобы номер дома был виден, чтобы на улице было светлее. Раньше были деревянные тротуары, но пройти без опаски было можно. Сейчас ходить стало сложнее. В чем дело? Многие из нас помнят, что когда-то омичи могли купаться и в Иртыше, и в Оми. Были годы, когда купание запрещалось. По каким-то причинам. А сейчас реки «закрыты» уже без объяснения причин. Неужели нет никакого решения, чтобы мы пользовались дарами природы? Кто же вернет омичам две реки?! Вспоминаю, что в Караганде, где я работал собкором «Комсомольской правды», вообще не было реки. Но городские власти создали искусственное озеро, кстати, с водой из Иртыша. Город Караганда, отметьте, «космическая пристань», пригласил работать на шахты людей со всего Советского Союза, а многие из приехавших тосковали по лесу, по грибочкам, ягодкам… И что сделало карагандинское руководство? Оно возвело вокруг (!) жаркого города настоящий русский бор — с сосенками, птичками, ежиками, зайцами и даже муравьями… Заметьте, что каждую сосенку привозили из Сибири вместе с родной землей, законсервированной в ледовый мешок. Видите, все проблемы можно решить, если не считать их малыми, не имеющими значения.
С проблемы «малого» дела (для кого-то малого!) начал свое выступление председатель ОКО Владимир СЕЛЮК:
— Недавно меня пронзил редчайший и конфузный случай. ОКО решило посвятить мемориальную доску Юрию Ивановичу Реснянскому, одному из создателей общества коренных омичей, спортивному общественному деятелю с 40-летним (!) стажем, выдающемуся архивисту. Горсовет рассмотрел этот вопрос, мэр принял соответствующее решение, нашлись энтузиасты, которые завершили задуманное, установив памятную доску на старинном особняке, в котором регулярно бывал по делам Юрий Иванович. Однако нашелся чиновник, приказавший снять мемориальную доску, что само по себе является кощунственным фактом, и отправить доску… по почте в мой адрес. Нет, коренные омичи не будут бастовать, не будут выходить на улицу с плакатами. Я обещаю, что доска, посвященная памяти выдающегося спортивного общественника, будет обязательно укреплена на доме, который мы выбрали. Чиновники приходят и уходят…
Вопрос о нашем праве давать советы я решаю просто: мы ничего не предлагаем с целью прославить ОКО или, не дай бог, самих себя: мы все делаем во славу Омска. Понятно, что наша горячность не всегда себя оправдывает, мы можем наговорить много лишнего, но я абсолютно уверен, что в любом предложении ОКО есть драгоценные крупицы. Вот хотя бы несколько предложений. Нужны подземные переходы у магазина «Голубой огонек», у транспортного университета, у остановки «Шестой таксопарк — Торговый город»… Нужно создать пассаж за Московскими торговыми рядами. Вернуть прежнее имя улице Воздвиженской (сейчас она именуется «Рабиновичем»)… Восстановить деятельность Горзеленстроя — пусть он будет штабом города-сада XXI века. Реанимировать ТЭЦ-1, работающую на газе (а в мощном здании начала XX века открыть музей техники). Рассмотреть возможность перевода госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны в МСЧ-10 (не место этому госпиталю в центре города!).
Создать монумент с именами знаменитых людей, побывавших в Омске, — Пржевальский, Брем, Рерих, Столыпин, Вертинский, Туполев, Королев, Солженицын, Ростропович.,. — пусть от этих имен будет светлее в нашем городе.
Нельзя забывать и о таких мелочах: в Омске уничтожены (!) все общественные туалеты! Поверьте, мы скоро оконфузимся перед всем миром, когда нам предъявят счет участники Сибирского международного марафона. Сейчас уже кое-где появились синие кубы… биотуалетов. Но они не решат проблему. Во-первых, биотуалеты не для нашей погоды. Во-вторых, соседство туалета с остановкой транспорта, торговым павильоном — это не наш менталитет. Проблему надо решать по-человечески, а, простите, не по-собачьи!
Мария ЛОБОВА, заместитель начальника городского управления культуры, говорила о приближающемся 300-летнем юбилее Омска. Подготовка к этому празднику потребует немало труда и со стороны членов ОКО — большого коллектива единомышленников. Но главным, можно сказать, авторским объектом общества будет создание первого в России музея городского быта. В связи с тем, что у будущего музея появилась крыша, в особняк на улице Войсковой (Театральной), № 7 идут и идут омичи с подарками — будущими экспонатами. Недавно сестры Людмила и Юлия Лявины преподнесли музею поистине золотые дары — электрочайник, электроутюг… и микроскоп, которым уже более полувека. Такие экспонаты и в комиссионных магазинах не купишь! Олег Ткачев привез тяжелую стопку грамзаписей фирмы «Мелодия». Да, время меняется, уходит вчерашняя техника, но в будущем музее она будет звучать на семейных праздниках ОКО. И, конечно, права Мария Павловна, при таком наплыве даров — экспонатов музей городского быта вырастет (должен вырасти!) в культурно-исторический комплекс с несколькими специализациями (включая и спорт) и разместится под четырьмя-пятью крышами деревянных старинных теремов. Каков памятник к юбилею города?!
На юбилее не раз прозвучало имя заслуженного архитектора России Михаила Макаровича Хахаева; он хоть и не был коренным омичом, но очень много сделал для восстановления старинного облика города: именно по его инициативе (и при активном участии!) восстановлены Тарские ворота, Иверская церковь, штабной дом Омской крепости, башенка на здании военкомата… Михаил Макарович как бы открыл нам саму возможность возрождения истории.Как жаль, что он так неожиданно ушел из жизни и так много не доделал! И приятно, что его дочь Жанна Хахаева — секретарь общества ОКО.
На юбилее прозвучали слова благодарности в адрес руководителей строительных фирм Валерия Михайловича Кокорина, Николая Ивановича Лицкевича, Сергея Никоновича Оркиша, почетного гражданина Омска Юрия Яковлевича Глебова, которые постоянно держат свои руки на пульсе реконструкции теремка под музей да и всей деятельности ОКО.
Итак, ОКО отпраздновало свой юбилей. Перед членами ОКО выступил хор образцово-показательной студии «Камертон» школы N2 31 (хормейстер Галина Кузнецова). А в эстрадной программе детской школы искусств показала свое мастерство молодая саксофонистка Мария Поспелова. Ну, Маша-то была на своем празднике — ведь музыкальной семье омичей Поспеловых уже более 150 лет! На торжестве прозвучала песня, посвященная омичам. Музыку написал Аркадий Овсянников, свой человек в ОКО.
Пионерное общество вступило в свое второе десятилетие. У членов ОКО первого — селюковского! — созыва огромные планы. Удачи вам, коренники!
На снимке: Альберт Каримов и Владимир Селюк