ОНИИП: СВЯЗЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

ОНИИП: СВЯЗЬ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Омский НИИ приборостроения (ОНИИП) был создан в 1958 году на базе специализированного конструкторского бюро Омского приборостроительного завода им. Козицкого. Свое нынешнее имя он получил в 1978 году, а до этого назывался Омский НИИ средств связи.

Во все времена одной из главных задач института было обеспечение высококачественной и надежной радиосвязью отечественного (и прежде всего военного) флота. За четыре десятка лет не раз менялась элементная база приборов, появлялись новые технологии. Сменяли друг друга и поколения аппаратуры, разработанной в ОНИИП: «Брусника», «Базальт», «Кашалот», «Сибирь», «Скаляр».

Сейчас радиостанции института используют пограничники и нефтяники, служащие аэропортов и спасатели, но основным заказчиком по-прежнему остается Министерство обороны России. Средствами радиосвязи, созданными специалистами ОНИИП, оснащены не только российские надводные корабли и подводные крейсеры, но и поставляемые в Индию и Китай.

Конкурентоспособность изделий ОНИИП в немалой степени определяется его исследованиями в области высоких технологий — кварцевой и поверхностно-акустических волн (ПАВ). Кварцевые генераторы и ПАВ-фильтры получили признание на мировом уровне и сейчас экспортируются в Великобританию (а оттуда — в другие страны Европы, Азию и США).

Сегодня в институте работают 1200 человек, в том числе 40 кандидатов наук. Восемь специалистов носят почетные звания заслуженных связистов и заслуженных машиностроителей. 170 сотрудников ОНИИП в разные годы были удостоены наград Родины, а семеро стали лауреатами Государственной премии.

Директор института Валерий Иванович ЛЕВЧЕНКО

Родился 1 февраля 1946 года в селе Жерновка Семипалатинской области Казахстана. Окончив школу, поступил в Томский институт радиоэлектроники и электронной техники (ТИР и ЭТ) на радиотехнический факультет. После его окончания в 1969 году по распределению приехал в Омский НИИ средств связи (прежнее название ОНИИП).

С этим институтом связана вся его трудовая биография. Начинал с должности инженера, прошел все ступеньки и в 1989 году стал директором института. В 1974 году получил ученую степень кандидата технических наук, а в 1998-м — почетное звание «Заслуженный связист РФ». Женат, имеет двух сыновей, один из которых тоже стал радиоинженером.

НАДЕЖА И ОПОРА

Чтобы понять роль и значение ОНИИП для Омска, надо несколько слов сказать о тех тенденциях, которые наблюдаются сейчас в России, да и во всем мире. Повышение уровня автоматизации в областях науки и техники, связанных с передачей и обработкой информации, включая и радиосвязь, приводит к тому, что с каждым годом «железа» (составных частей приборов и устройств) требуется все меньше, но при этом резко возрастают требования к программному обеспечению, к точности и качеству технологий.

А это означает, что многие приборостроительные заводы рискуют остаться не у дел. И прежде всего те, которые не владеют современными технологиями и не имеют возможности регулярно обновлять ассортимент своей продукции. Наукоемкость приборостроения растет, а вместе с ней возрастает и значение отраслевых научных организаций. Ведь именно они определяют стратегию развития тех или иных направлений техники на многие годы.

Причем если во времена СССР московские научные учреждения обеспечивали своими разработками предприятия всей страны, то теперь их интеллектуальный продукт буквально «расхватывают» борющиеся за свое существование заводы, расположенные в европейской части страны.

Так что на долю уральских и сибирских НИИ и КБ выпадает особая роль — стать опорой для предприятий региона, обеспечить их технологическое возрождение на качественно новом уровне. ОНИИП как раз и является одним из таких институтов. Изделия, разработанные его специалистами, составляют сейчас большую часть продукции, выпускаемой ПО «Иртыш» и заводом им. Козицкого.

Это прежде всего комплексы связи для Военно-Морского флота и пограничников России, а также другая спецтехника военного назначения. Но есть продукция и гражданская — станции «Бирюза», «Охта». Такое сочетание (а точнее, использование для разработки и производства гражданской продукции высоких «военных» технологий) обеспечивает высокий уровень качества связи и надежности работы этой аппаратуры.

И вообще в том, что касается средств связи КВ — и УКВ-диапазона, омский регион самодостаточен (или, по крайней мере, может стать таковым). Здесь можно реализовать весь цикл их создания, от разработки теоретических основ новых технологий до сдачи в эксплуатацию законченных комплексов. Таким образом мы получим яркий пример вертикально интегрированной структуры, о которых сейчас так много говорят.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Одна из последних разработок ОНИИП — первая отечественная автоматизированная судовая станция УКВ-диапазона «Бирюза», обеспечивающая связь на расстоянии до 25 морских миль. Уже получен международный сертификат соответствия, а также сертификат одобрения Морской администрации России и Морского регистра судоходства.

У этой станции трудная судьба: разрабатывали ее в период кризиса, когда финансирование непрерывно урезали и предприятие едва сводило концы с концами, а люди по полтора года не получали зарплату. Создана она на базе микросхем средней степени интеграции, что ограничивает возможности прибора, а потому требуется его модернизация. Это обычная мировая практика, но для России ситуация еще не вполне привычная.

Известно, что делать и как, но из федерального бюджета средств на это практически не выделяется. Выход все же был найден: ОНИИПу удалось договориться с заводами-изготовителями о целевом финансировании модернизации аппаратуры за счет отчислений от продаж. Это дает возможность непрерывно работать над снижением себестоимости и повышением качества изделий, опережая конкурентов.

По такой схеме с ОНИИП уже работают ПО «Иртыш», завод им. Козицкого, завод радиоаппаратуры (г. Екатеринбург), к выпуску радиостанций на основе лицензионных договоров готовы приступить и другие предприятия России.

Другая интересная разработка — портативная носимая станция «Охта». Она может работать в сложных штормовых условиях на шлюпках, и главное ее назначение — обеспечить связь со спасателями в случае бедствия. Минимум, двумя такими станциями должны быть оснащены все суда мира, так что потенциальный рынок сбыта велик.

Если раньше институт занимался в основном приемными устройствами, то сейчас большое значение придается разработке передатчиков, радиостанций, систем связи «под ключ». Своей задачей здесь считают не просто поставку приборов, а обеспечение всего комплекса услуг: рассчитать трассу, определить потребность в аппаратуре и полностью укомплектовать заказ изделиями собственной разработки.

Все они, как правило, имеют двойное назначение, то есть могут быть использованы как на военных, так и на гражданских объектах. ОНИИП готов обеспечить комплексной радиосвязью нефте- и газопромыслы, другие удаленные от центров цивилизации объекты.

ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ…

Сегодня в мире существует огромное количество производителей средств связи, и рынок (в том числе российский) затоварен. Тем не менее лучше развивать свое производство, чем кормить зарубежных рабочих. И не только из соображений патриотизма, но и памятуя о защите национальных интересов. Что же этому мешает?

В ОНИИП еще свежа память о тех временах, когда люди годами не получали зарплату, потому что Минобороны не рассчитывалось по своим заказам, а они составляют основную часть работ института. Сейчас военные расплачиваются своевременно, и финансовые проблемы утратили свою остроту. Теперь на первый план вышли технические (некачественная элементная база отечественных производителей) и кадровые проблемы.

Конечно, в свои самые трудные годы институт понес ощутимые кадровые потери. Практически полностью «вымыто» поколение 30-40-летних сотрудников. Это непоправимый ущерб, но такова жизнь, и от этого никуда не деться. К счастью, удалось сохранить ядро — квалифицированных специалистов. Правда, возраст у большинства из них весьма солидный.

Потому основные надежды в ОНИИП возлагают на молодежь и одной из важнейших задач считают подготовку кадров. Она включает и тесное взаимодействие с профильными кафедрами технического университета, и индивидуальную работу со студентами и выпускниками, и различные программы льгот для молодых специалистов, которых ежегодно приходит по 60 человек.

Конечно, молодежь сейчас с компьютерами на ты, и это облегчает их адаптацию на рабочем месте. Но все равно в первые три года после института не стоит ждать от инженера большой отдачи. А потом приходит богатый дядя из коммерческой фирмы и перекупает уже сформировавшегося специалиста…

Что-то противопоставить этому очень сложно — разве что возможность получить освобождение от службы в армии тем, кто работает по военным заказам. И все же руководство ОНИИП и его сотрудники верят в то, что у института есть будущее, потому что изделия его пользуются спросом и заказами он обеспечен на несколько лет вперед. А значит, не останутся без работы и те предприятия, которые выпускают изделия, создаваемые специалистами института.