КТО АВТОР ПАМЯТНИКА ЦАРЮ-ОСВОБОДИТЕЛЮ В ОМСКЕ?

КТО АВТОР ПАМЯТНИКА ЦАРЮ-ОСВОБОДИТЕЛЮ В ОМСКЕ?

Строительные работы по воссозданию Успенского собора продолжают «рождать» открытия из истории Омска

Как известно, в конце мая во время земляных работ на территории строительства храма был обнаружен гранитный камень с надписью: «Царю-освободителю — благодарный народ». Часть надписи сбита — видимо, с целью стереть из памяти имя императора Александра II, отменившего крепостное право и ставшего автором судебной реформы в России. Как свидетельствуют архивные документы и результаты научных изысканий В.И. Кочедамова, И.Г. Девятьяровой и Н.И. Лебедевой, создание памятника Александру II в Омске было связано со строительством в 1914-1916 годах дома Судебных установлений на Соборной площади. Строительство совпало с 50-летием со дня учреждения новых судебных законов, введенных императором.

Архитектурный проект был выполнен петербургским архитектором В.А. Прусаковым, а технический надзор за строительством осуществляли архитектор А.И. Хмара, затем его коллега Ф.А. Черноморченко. Здание было в основном возведено в 1916 году. Летом того же года был поставлен памятник Александру II.

Как сообщают источники, он представлял собой бюст. Размеры найденного камня и некоторые его специфические особенности также говорят в пользу бюста. В данной связи возникает вопрос: как выглядел сам бюст и кто его автор?

Опираясь на существующие сведения, можно предположить две версии. Не исключено, что вместе с заказом архитектурного проекта был заказан и бюст царя. Если он был выполнен, то, скорее всего, в бронзе. Пьедестал к нему изготовили на месте строители из бутового камня, а надпись на центральном камне могли сделать специалисты, делавшие надгробия для Казачьего кладбища.

Бури, захлестнувшие Россию во втором десятилетии двадцатого века, не обошли стороной и памятник — его разрушили. Бутовые камни пошли на хозяйственные нужды, центральный камень обезображен и закопан неподалеку от Успенского собора. Сам бюст, думаю, мог быть переплавлен или храниться на складе специальных органов.

Вторая версия создания памятника строится с учетом ситуации, связанной с Первой мировой войной. С одной стороны, в 1916 году в процессе нарастания революционных событий, усугубленных войной, и при крайне малом числе скульпторов в стране вероятность отливки бюста была мала. С другой стороны, в Омске та же война создала благоприятные условия в строительстве: город получил приток рабочей силы в виде военнопленных. Они работали на многих объектах, в том числе на отделке городского театра, строительстве здания Управления Омской железной дороги и дома Судебных установлений.

Самым ценным пленным оказался чешский скульптор Владимир Францевич Винклер, окончивший Пражскую академию художеств. В 1915 году он продемонстрировал свой блестящий талант скульптора-портретиста, вылепив бюсты Л.Н. Толстого и А.П. Чехова для фасада городского театра. В 1916 году Винклер работал над оформлением фасада Коммерческого училища (ныне аграрный техникум) и здания синематографа «Кристалл-палас» (ныне Зал органной музыки). Руководил строительством этих зданий, как и дома Судебных установлений, Ф.А. Черноморченко.

Легко представить, что архитектор, прекрасно знающий способности и большой талант Винклера, предложил ему вылепить бюст Александра II. В местных условиях он мог быть изготовлен в бетоне, как сделаны и другие произведения Винклера на фасадах зданий Русско-Азиатской компании (ныне здание мэрии) и Управления Омской железной дороги. Остальные части памятника могли быть изготовлены, как в первой версии. Общая высота памятника предположительно около трех метров, а найденный ныне камень с надписью располагался на уровне или выше уровня глаз человека.

Вероятнее всего, памятник был установлен перед зданием дома Судебных установлений, тесно связанного с именем императора.

Дальнейшую его судьбу нетрудно представить. Изготовленный из бетона бюст был разбит, а обезображенный центральный камень закопан…

В реконструкции памятника я использовал методы экстраполяции, а также сведения о стилистических особенностях и художественных приемах строительства памятников в начале XX века. Есть надежда, что результаты дальнейших поисков искусствоведов и краеведов Омска прольют свет на эту интересную страницу нашей истории, и мы сможем точно узнать имя автора бюста Александра II, а может, и сам вид памятника.