Слово «зкраноплан» знакомо не многим омичам. Между тем этот «гибрид» гидроплана, моторной лодки и судна на воздушной подушке выпускается почти 50 лет. В городе экраноплан не увидишь, его место работы — реки, озера и моря, тундра и ледяные пустыни. Станет ли Омск одним из центров по выпуску этой редкой, но востребованной техники, покажет время.
Пока что экраноплан «Иволга» ЭК-12 считается омским больше на бумаге. Опытные образцы собраны в подмосковном Жуковском. Если машина будет пользоваться спросом, то серийное производство начнется в цехах «Полета».
Немного истории: в начале 60-х годов советский конструктор Владислав Алексеев реализовал странную, на первый взгляд, идею — помесь катера и самолета. Экраноплан (так называлось устройство) был способен летать вблизи поверхности воды, не касаясь её. Разработки такого рода проводились в то же время в Америке, Финляндии, Германии других странах, но реализовать их тогда не смогли.
Идея эта была основана на использовании так называемого «экранного эффекта». То есть менялись несущие свойства крыла вблизи поверхности земли, а также использовался «поддув» — устройство, обеспечивающее нагнетание иного потока от двигателей или воздушных винтов под крылья и корпус для взлета, посадки и движения по воде.
Летательный аппарат был подобен лёту, но летал на относительно небольшой высоте. Иначе говоря, в пределах действия аэродинамического экрана, отсюда и название. По сравнению с самолётами, у экранопланов сильно уменьшена площадь крыльев. Предназначен он для пассажирских и грузовых перевозок, а также для других специальных задач.
Работа проводилась под патронатом ВМФ. 8 итоге в 1967 году на нижегородском заводе «Красное Сормово» был построен, а затем успешно эксплуатировался на Каспии экраноплан «Каспийский монстр». «Монстр», конечно, не ужасал, но поражал своими возможностями. Масса машины 540 тонн, грузоподъемность — 25 тонн, максимальная скорость — до 565 километров в час.
Затем появилась пробная партия транспортно-десантных аппаратов «Орленок», а в 1987 году, уже после смерти Алексеева, — ударный экраноплан «Лунь», оснащенный тремя парами крылатых ракет «Москит». Все модели были оборудованы реактивными двигателями. После этого, во многом из-за ведомственных нестыковок между ВМФ и ВВС, работы были прекращены.
В начале 90-х годов Дмитрий Синицын, возглавлявший конструкторское бюро после Алексеева, решил использовать военный опыт уже в мирных целях. По договору с тайваньским предпринимателем россияне построили десять пятиместных морских прогулочных экранопланов «Амфистар». Эта модель с обычным автомобильным двигателем «Мерседес» развивает скорость до 150
км/час и выполняет полеты на расстоянии до 400 километров. Причем экраноплан настолько прост в управлении, что им может управлять любой автолюбитель. Сейчас два таких аппарата возят туристов между Багамскими островами.
В XXI веке экранопланы стали привлекать все больше внимания. Круг потенциальных покупателей ясен: армия и флот, МЧС, ФСБ, нефтяные, транспортные и туристические компании, С 2004 года перспективным направлением заинтересовалось и омское производственное объединение «Полет». За базовый вариант был принят семиместный экраноплан «Иволга», разработанный в московском КБ конструктором Вячеславом Колгановым. Модель прошла успешные ходовые испытания на Москве-реке, на Иркутском водохранилище, Байкале и Ангаре.
— Наш экраноплан интересен всем, кто работает в местах с неразвитой инфраструктурой, — объясняет назначение «Иволги» директор предприятия-производителя и заместитель главного инженера ПО «Полет» Лев ЧИРКОВ.
Погранвойска уже ведут переговоры о приобретении 150 «Иволг». Военные намерены больше использовать экраноплан на южных морских границах. Двенадцатиместный воздушный вездеход с двумя двигателями BMW развивает скорость до 180 километров в час. Дальность хода 1000 километров. Он способен передвигаться над водой и сушей на высоте до трех метров. В случае необходимости может подняться и выше, как обычный легкий самолет, хотя к этому классу техники «Иволга» не относится.
— «Иволга» может перемещаться в условиях бездорожья, над равнинными неподготовленными участками суши, в заболоченной и наводненной местности, на внутренних водоемах и реках, в том числе покрытых снегом и льдом. Крылья у экраноплана складываются, и ему не нужны причалы, — рассказывает о возможностях машины Лев Чирков.
По экономии топлива, говорят производители, «Иволга» превосходит автомобили на 30%, быстроходные суда и аппараты на воздушной подушке в 2—4 раза, а самолеты и вертолеты в 4—7 раз. Мощности силовой установки достаточно для продолжения движения даже при отказе одного двигателя. Неудивительно, что предварительные переговоры о поставках омско-московской «птички» ведут Китай, Индонезия и другие страны. Продемонстрировать свои возможности в полной мере и показать себя во всей красе «Иволга» сможет на международном авиакосмическом салоне МАКС-2007 в Подмосковье уже через неделю.