РАЗГАДКА ТАЙНЫ ГИБЕЛИ «КУРСКА» ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

Началась спецоперация по подъему затонувшего в прошлом году в Баренцевом море атомохода "Курск"

По сообщениям информ-агентств, к концу недели запланировано начало работ по очищению первого отсека и вырезке технологических окон в корпусе субмарины. Военные не исключают возможности, что в районе пятого и четвертого отсеков могут быть обнаружены тепа членов погибшего экипажа.

Наша газета установила связь с коллегами из газеты «Вечерний Мурманск». Вот что рассказал нам по телефону ее корреспондент Дмитрий Петухов, побывавший на месте событий:

— Всего 220 километров отделяют Мурманский порт от района проведения спецоперации по подъему атомной подводной лодки «Курск». Для журналистов, желающих посетить это место, ОАО «Мурманское морское пароходство» выделило теплоход «Клавдия Еланская». Вечером 16 июля теплоход направился в точку, которую уже успели окрестить «точкой «Курск».

Изначально предполагалось, что интерес со стороны различных СМИ к этой поездке будет очень большим: свои предварительные заявки на места на борту теплохода подали около двухсот представителей различных теле- и радиокомпаний, газет, журналов, информационных агентств. Однако вечером 16 июля на борт теплохода поднялись 99 журналистов из различных российских и зарубежных СМИ.

Переход «Клавдии Еланской» к месту гибели «Курска» стоит 330 тысяч рублей. Судно прибыло к месту спецработ и сделало несколько кругов вокруг района, где проводится спецоперация. Руководит спецоперацией начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак. Предполагалось, что он проведет пресс-конференцию на борту теплохода, но плохие погодные условия не позволили вице-адмиралу прибыть на «Клавдию Еланскую», общение с журналистами состоялось по радиосвязи.

Михаил Моцак заявил, что в настоящее время водолазы с борта судна «Майо» под воду еще не спускались. Сейчас в районе, где лежит «Курск», работает специальная машина, которая очищает морское дно вокруг атомохода от ила, чтобы потом можно было производить работы по отделению первого отсека от основного корпуса лодки. Затем «Майо» вернется в порт Киркенес (Норвегия), чтобы доставить назад эту спецтехнику, и только потом начнутся первые спуски водолазов.

Сейчас в районе гибели «Курска» находятся шесть кораблей спецэкспедиции: большой противолодочный корабль «Североморск», на котором расположился штаб экспедиции во главе с М. Моцаком, госпитальное судно «Свирь», новый ракетный корабль «Айсберг», судно «Майо» и два судна вспомогательного назначения.

Операция по подъему «Курска», заверяет М. Моцак, гарантированно безопасна, так как два контура безопасности (спецсистемы, которые предохраняют реактор от взрыва) сохранили свою целостность. Моцак также заявил, что первый отсек «Курска» в этом году поднимать не будут. И, опять же по его словам, причину взрыва на «Курске» без детального исследования первого отсека установить нельзя.

Таким образом, окончательная разгадка тайны гибели подлодки откладывается еще, как минимум, на год, если в принципе будет принято решение о подъеме первого отсека. Если во время работ, прорезания технологических отверстий в корпусе подлодки будут обнаружены останки погибших, их обязательно поднимут на борт «Майо». Но, уточнил Моцак, только в том случае, если подъем этот не будет угрожать жизням водолазов.

Как заявил вице-адмирал, тщательный анализ радиационной обстановки в районе гибели «Курска» показывает, что радиационный фон находится в норме.

По информации, прошедшей в центральных СМИ со ссылкой на М. Моцака, к 10 сентября док в поселке Росляково будет готов принять «Курск». Но первый отсек будет отрезан. Поднимать его технически очень сложно. Какой же смысл поднятия самой лодки в таком случае? Как отметил вице-адмирал, «во-первых, из-за атомного реактора. Да, он заглушен, радиационный фон в норме, по поднять его надо. Во-вторых, мы должны выполнить человеческий долг перед погибшими и похоронить их по нашим обычаям».

В это время специалисты НИИ «Океангеофизика» прокомментировали результаты исследования прочности корпуса подлодки: «Лодка покоится на глубине 100 метров, корпус ее практически не заилился, она не вошла в грунт, и в целом гидрогеологическая обстановка вокруг атомохода нормальная».