Высшие эшелоны омской власти лихорадит — под следствием находятся министр здравоохранения, заместитель министра строительства и замдиректора городского департамента образования. А уж о коррупционных фактах, выявленных на уровне глав местных поселений или районного руководства, следственные органы информируют едва ли не ежемесячно. Чьи деньги «съедают» власти? Как с ними бороться? Об этом журналисты и эксперты «АиФ».
Кто не боится попасться на взятке
Ярче всего вспыхнул скандал, главными действующими лицами которого стали Юрий Ерофеев, руководитель областной медицины, и Константин Полежаев, главный врач Омской областной клинической больницы, который — по счастливой случайности — является ещё и сыном омского губернатора Леонида Полежаева.
И сын тоже?
Правда, стоит оговориться, что, по информации Ларисы Болдиновой, пресс-секретаря Следственного управления Следственного комитета по Омской области, Полежаев-младший проходит по делу в качестве свидетеля и никаких обвинений ему предъявлено не будет. Меньше повезло с родителями Юрию Ерофееву, который, напротив, в данный момент находится под следствием и знакомится с материалами уголовного дела. Однако его обвиняют отнюдь не в коррупции, а всего лишь… в халатности.
Напомним, что ещё в 2009-2010 гг. Минздрав разместил на сайте госзакупок контракты на покупку томографов для нужд областной больницы и клинического онкологического диспансера. И в итоге по согласованию с Министерством здравоохранения Омской области был заключён государственный контракт на поставку специализированного компьютерного томографа для нужд онкологического диспансера и магнитно-резонансного томографа для областной больницы. По мнению представителей Следственного комитета, халатность областного министра стоила региону 11 млн 745 тыс. 640 рублей переплаты.
А ведь эти деньги можно было потратить более продуктивно. Наши читатели лучше самого министра здравоохранения знают те отрасли, которые нуждаются в материальной поддержке. В частности, наша читательница Ольга Алексеевна в комментариях на сайте справедливо замечает, что региональные медучреждения не в полной мере укомплектованы узкими специалистами. «В районной больнице нет таких врачей, как психиатр, нарколог, дерматовенеролог, оториноларинголог, а у стоматологов — оборудование середины прошлого века», — жалуется омичка.
А ведь если посчитать по рыночным ценам, то на эти деньги можно оборудовать около сотни стоматологических кабинетов! Или завести ставки узких специалистов во всех 32 районных больницах области.
15 лет — за большую машину…
Принципиально иной случай произошёл в ведомстве Виталия Эрлиха, министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Заместитель министра Михаил Тюфягин попался на взятке в особо крупном размере. По версии следствия, заместитель Эрлиха получил от Норика Сарояна, руководителя ООО «Ремдорстрой», в виде взятки автомобиль «Toyota Highlander» стоимостью более 1 млн 790 тыс. рублей за обеспечение победы на аукционе по строительству автомобильной дороги «Петровка — Калиновка» в рамках долгосрочной целевой программы Омской области.
Следственное управление завело уголовное дело по факту дачи взятки должностному лицу, и оба фигуранта преступления сейчас ожидают своей участи: в отношении них ведётся следствие. Максимальное наказание по этой статье — 15 лет лишения свободы. Даже удивительно, что за организацию ремонта дороги нынче принято давать взятку чиновнику. Странно, что никто не встаёт в очередь на организацию ремонта трассы «Тара — Васисс», которая заняла второе место во всероссийском конкурсе на худшую дорогу, организованном «АиФ».
Трудно даже представить, сколько автомобилей «Toyota Highlander» стоимостью 1,7 млн рублей можно раздарить всем чиновникам за контракт стоимостью 380 млн рублей, необходимых для обустройства твёрдого покрытия данного участка дороги! И ещё любопытно было бы узнать: входит ли взятка в экономический расчёт стоимости этого участка?
Сколько стоит место в детсаду?
А буквально в минувшем месяце не удержалась от полу чения взятки высокопоставленная чиновница из омской мэрии: Людмила Мыльникова, заместитель директора департамента образования, была задержана в момент получения взятки в крупном размере. За материальное вознаграждение чиновница обещала помощь предпринимателю в оформлении договора на выполнение работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций помещений в муниципальных образовательных учреждениях города.
По данным следователей, общая сумма договоров достигает 3 млн рублей, а сотрудница мэрии требовала за свои услуги «всего» 200 тыс. Пока заместитель директора департамента образования занимается пополнением собственного кошелька, омички, доведённые до отчаяния невозможностью отдать ребёнка в детский сад, начали размещать в Интернете объявления о покупке путёвки в дошкольное учреждение.
Например, Светлана разместила на одном из сайтов города предложение о покупке путёвки для ребёнка 2007 г. рождения, проживающего в Центральном округе. Правда, свою цену Светлана не предложила, зато Жаннета готова отдать 20 тыс. рублей за место в садике в Кировском округе для малыша 2009 г. рождения.
Вообще городские чиновники могли бы поставить продажу путёвок на поток: уже около 34 тыс. детей безрезультатно ждут своей очереди в садик.
И так, по мелочи…
Некоторые преподаватели омских вузов от чиновников не отстают и за определённую мзду с радостью поставят нерадивому студенту и зачёт автоматом, и экзамен, и даже диплом сами напишут. Главное — знать ниточки, за которые нужно дёрнуть в подходящий момент.
Последний громкий скандал произошёл в Автодорожной академии (СибАДИ). В центре внимания уголовного дела оказался 73-летний завкафедрой «Эксплуатация и ремонт автомобилей» Николай Певнев. Профессор приторговывал дипломными проектами. Свои услуги он предложил старосте заочной группы. Цена вопроса — 40 тыс. рублей за один диплом.
Общий «гонорар» преподавателя мог ставить более 1 млн рублей. Согласитесь, неплохая добавка к основной зарплате и пенсии пожилого преподавателя. Студенты с предложением профессора согласились.
— Староста группы, собрав деньги с учащихся, передал подозреваемому часть денежных средств в сумме 540 тыс. рублей, — комментирует пресс-служба СКР по Омской области. — Оставшаяся часть требуемой суммы должна была быть передана после изготовления дипломных проектов. Вторую часть «гонорара» преподаватель получить не успел — он был задержан сотрудниками отдела по борьбе с преступлениями коррупционной направленности и подрыву экономических основ УЭБиПК УМВД России по Омской области. Сейчас мужчине грозит до 12 лет лишения свободы. Не исключается, что профессор и ранее промышлял подобными заработками. В СибАДИ мужчина проработал 46 лет.
Расследование ещё одного коррупционного дела завершили в феврале в ОмГАУ. Здесь «провинился» физрук. Валерий Верещагин с апреля 2006 г. по июнь 2011 г. взимал со студентов дань в размере около 2000 рублей за получение зачёта по своей дисциплине. Всего за это время преподаватель получил взяток на общую сумму более 40 тыс. рублей. Суд Омска вынес решение в отношении преподавателя Аграрного университета в виде штрафа в размере 60 тыс. рублей.
От редакции.
Судя по этим историям, трудно не заметить, что факты коррупции накрывают те сферы деятельности, которые являются самыми хлебными. Модернизация медицины и образования — это федеральные программы, под которые выделяются солидные государственные средства, освоением которых рьяно стремятся заниматься чиновники на местах. Даже в случае с замминистра строительства вопрос касался крупной региональной долгосрочной программы строительства комплекса по переработке сельхозпродукции, о котором так много говорят областные чиновники. Шутка ли, проектная ёмкость всех запланированных работ по созданию бикомплекса переваливает за 33 млрд рублей, 3 млрд из которых и пойдут на создание инженерной и транспортной инфраструктуры.
В том числе и на строительство злосчастной дороги «Петровка — Калиновка», по которой джипу замминистра строительства вряд ли удастся проехать. Напрашивается логичный вывод, что самыми коррупционноёмкими оказываются приоритетные направления развития страны и региона. Чем больше денег выделяет бюджет на реализацию той или иной первоочередной задачи, тем больше желающих эти деньги освоить, тем больше инструментов по достижению поставленной цели используется. И… тем меньше риск попасться на взятке!
В суд направлено 35 уголовных дел:
5 — в отношении должностных лиц органов законодательной власти и местного самоуправления,
15 — на сотрудников правоохранительных органов,
3 — в отношении должностных лиц государственных и муниципальных учреждений.
Мнение эксперта:
Михаил МАШКАРИН, политолог, декан факультета гуманитарного образования ОмГТУ:
— Коррупция есть на всём земном шаре, и наш регион не исключение. Другой разговор — об условиях, которые создаются для коррупционеров. К тому же все случаи, где можно заподозрить коррупцию в нашем регионе, уникальны. Если взять случай с омским Минздравом, то в этой ситуации не всё так просто. В тендере на поставку томографов победила компания, связанная с администрацией президента. И Ерофеев не поставил под сомнение чистоту этой сделки! И я бы не подразумевал, что такие высокопоставленные структуры могут быть связаны с чем-то незаконным.
А вот случай в департаменте образования ни в какие ворота не лезет. Думаю, что некоторые чиновники прекрасно понимают, что старого мэра больше в Омске не будет и нужно срочно собирать последние сливки.
В этой ситуации меня огорчают две вещи: во-первых, я думаю, что помимо выявленных случаев есть и другие, которые полиция ещё просто не раскрыла, а во-вторых, мне жалко добросовестных чиновников из мэрии и правительства области, которых я хорошо знаю. Негативные примеры подрывают доверие населения.
Свежие случаи:
В УФАС по Омской области обнаружили новый «грех» омского Минздрава. Выяснилось, что медицинское ведомство навязывало поставщикам лекарств дополнительную сертификацию за деньги. Специалисты антимонопольной службы признали эти действия ограничивающими конкуренцию на поставку лекарственных средств.
Чиновники не допускали в омские больницы уже сертифицированные препараты без проведения неких дополнительных экспертиз, за которые взимались деньги. Для этого в аукционную документацию на поставку антибактериальных препаратов включались требования об исполнении поставщиком обязанности направлять лекарст ва на дополнительную экспертизу в бюджетное учреждение «Территориальный центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области». Естественно, выбрать другую контору для проверки по требованиям тендера было невозможно.
Сейчас в отношении чиновников решается вопрос о наказании по статье 14.9 КоАП РФ «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления». Однако максимум, что грозит виновным, — это штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до трёх лет. В любом случае руководству министерства выдано предписание о недопустимости включения в государственные контракты вышеуказанных требований к поставщику лекарственных средств.
* * *
В марте на взятке попался сотрудник уголовного розыска ОП № 10 УМВД России по г. Омску. Причём подозреваемый предлагал взяткодателю всего за 10 тыс. рублей закрыть глаза на его преступление. В момент получения денег полицейский был задержан. Проводится служебная проверка. Для принятия процессуального решения её материалы будут направлены в Следственное управление по Омской области.