Четырнадцатого декабря в Пятом театре в рамках празднования своего 10-летия исследовательская компания «Делфи» провела бизнес-конференцию «Стратегические ориентиры бизнеса на 2012 год. Мировые рыночные тренды и региональные особенности ведения бизнеса». В конференции приняли участие порядка 300 собственников и топ-менеджеров омских предприятий, специалистов в области маркетинга. «КВ» приводят отрывки из наиболее интересных прозвучавших выступлений.
Москвичи ждут снижения инфляции
Московский гость Асхат КУТЛАЛИЕВ, к. э. н., директор центра инноваций и развития ГфК-Русь, преподаватель ГУ-ВШЭ, рассказал о трендах различных рынков и в целом экономики России. Так, например, он прогнозирует снижение инфляции до 5,2% в 2012 году, что является нормой для развитых стран, а прирост сбережений населения, по его мнению, будет замедляться интенсивнее, чем в текущем году.
В целом по России в кризис все стали считать, что стали жить плохо, но цифры показывают, что доходы остались на том же уровне — отметил КУТЛАЛИЕВ.
Конек Омской области — инновационная активность»
Я тоже имею прямое отношение к маркетингу — в тяжелую годину продал полторы тысячи экземпляров книги «Основы маркетинга» Филиппа КОТЛЕРА, — в привычной шутливо-ироничной манере начал свое выступление к. э. н., директор Омского филиала Академии, бюджета и казначейства Министерства финансов России Сергей ЕВСЕЕНКО.
Он рассказал о проблемных точках Омской области:
Наш регион уже давно ищет свое лекарство от бедности. Брендуемся мы уже 10 лет, паркуемся и кластеризуемся уже около 5 лет, ищем новые формы промышленного развития, однако радикализм в экономике, особенно региональной, вещь опасная, тем более в окружении амбициозных соседей. То, что у нас хорошо, знаем только мы, а все остальные как-то не очень нас воспринимают.
ЕВСЕЕНКО отметил, что природные богатства Омской области, кроме сельского хозяйства, крайне ограничены: 2 млн гектаров пашни — наше главное богатство. Издержки производства и региональный их аспект не позволяют нам конкурировать на межрегиональных рынках и тем более на международном. Помимо многих других минусов, еще и транспортная удаленность нашего региона.
-Я студентам говорю, что нам в Омске нужно либо придумать что-то такое глобальное,чтобы все поверили, что это нужно только в Омске покупать, и приехали бы сюда сами, либо что-то маленькое, чтобы дешево было дотащить до всех рынков, — считает директор Омского филиала Академии бюджета и казначейства Министерства финансов России.
По его мнению, ввиду отсутствия других ресурсов конек Омской области — инновационная активность по полной программе:
— Выгребать-то как-то надо, вот и приходится шевелить мозгой.
Лекарство от бедности от ЕВСЕЕНКО
В поисках лекарства от бедности ЕВСЕЕНКО выделил три пути. Первый: интеграция сельского хозяйства с промпереработкой сельхозсырья — это наша магистраль, так как мир кушает очень много. Нам остается только увеличить производительность труда и довести продукт до готовой формы. Второй: с помощью нашей территории и инфраструктуры можно обеспечить китайский транзит, тогда и логистический транспортный центр появится, который сможет конкурировать с Екатеринбургом и Новосибирском. Третий: кооперация и интеграция в экономическое пространство Сибири вместе с амбициозными соседями — это ослабит административные барьеры и повысит региональную конкурентоспособность.
— У меня есть последний научный отчет 2002 года Сергея СУСПИЦИНА, преамбула к нему такая: «Омской области уже ничего не поможет. Или есть все-таки что-то такое, что сможет ее куда-то выбросить, но нам это не известно». Я вам честно могу сказать, что омичей выручит и природная смекалка и любовь к родной земле, — сделал оптимистичный вывод ЕВСЕЕНКО.
«Бизнес-зоопарк»
Доцент кафедры маркетинга и рекламы Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, к. э. н. Оксана КОЗ ЛОВА в своем докладе отразила типологию омского бизнеса в зависимости от стратегии развития и продвижения на рынке. Она выделяет четыре группы компаний по известной классификации. «Слоны» — крупные компании еще при государственном капитале. «Львы» — те, кто стремится поглощать других. «Газели» — быстро несутся вперед. «Мыши» — те, кто нашел свою маленькую нишу и работает над тем, чтобы удержаться на этом месте.
Большинство из присутствующих на конференции, как мне кажется, относятся к «мышкам» — маленьким и симпатичным. Безусловно, за счет «мышек» наш город процветает, но все-таки экономика всегда строится на «газелях». Именно «газели» развивают рынок, так как не останавливаются на одном месте, а переходят на новые уровни, — считает докладчик.
Даже если у «бизнес-газелей» нет ресурсов, то они двигаются вперед за счет того, что просто начинают думать. КОЗЛОВА привела в пример чартерные автобусные перевозки в Санкт-Петербурге — компания разработала уникальную логистическую систему, которая позволила ей легко обогнать конкурентов. Доцент кафедры маркетинга и рекламы Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского отметила, что сегодня появляются и развиваются сумасшедшими темпами совершенно новые типы компаний — виртуальные, которые работают в открытом интернет-пространстве:
Я знаю омские компании, которые изначально создают свою организацию в Интернете и развиваются за счет тенденций, которые отслеживают там. Я их называю «рожденные глобально», они выходят сразу на всемирный рынок.
Перспективными также, по мнению КОЗЛОВОЙ, являются креативные корпорации — они собирают группу творческих людей, создают интересную уникальную идею, разрабатывают механизм ее осуществления, отрабатывают его и продают крупным компаниям, таким, как, например, Adidas, Unilever и т. д. Итак, КОЗЛОВА считает, что будущее за «бизнес-газелями», виртуальными компаниями, сетевыми, а также за креативными корпорациями.
«Амбиции -это ракета для бизнеса»
По словам Оксаны Александровны, малые компании, как правило, выбирают 4 стратегии развития. «Ложный гриб» — находят интересную продукцию, услугу под известным брендом и пытаются ее скопировать. «Премудрый пескарь» — стратегия оптимального размера, в которой основной лозунг «Не высовываться из своей ниши», именно она чаще всего и выбирается. «Хамелеон» — использование преимуществ крупных фирм, например в виде франчайзинга. «Жалящая пчела» — поиск одной или двух крупных фирм, которые станут основными покупателями вашей продукции. Ключевой же стратегией, которая позволяет выиграть на рынке, несет, как ракета вперед, КОЗЛОВА считает принципиально новую — ту, которая базируется на общих целях компании и на амбициях ее руководителя.
Маркетинг: новая волна
Раньше считалось, что маркетинг — это битва товаров, удовлетворяющих потребности населения, потом маркетинг перешел в битву восприятия, которая ведется в сознании и умах потребителей и требует правильного позиционирования товара или услуги. Сейчас, как утверждает КОЗЛОВА, идет новая волна: маркетинг — это битва компаний, это партнерство. Одна компания сегодня уже практически не выживает, потому Оксана Александровна советует создавать сетевые компании — находить партнеров, которые смогут вместе с вами выстроить цепочку определенных ценностей, близких потребителю. КОЗЛОВА также сделала акцент на том, что «конкурентное преимущество» перешло в понятие «компетенция» компании — именно на этом уровне сегодня и идет борьба за клиентов. Она процитировала одно из последних определений маркетинга, к которому недавно пришли специалисты Американской ассоциации маркетинга: «Это совокупность институтов, деятельность которых направлена на создание и распространение предложений, ценных для потребителей, клиентов, партнеров и общества в целом».
На мой взгляд, это действительно формула завтрашнего успеха. Из нее видно, что операционный уровень в маркетинге перешел в стратегический, то есть сегодня основных составляющих маркетинга — «четыре пи» — уже недостаточно. Потребности ушли в прошлое, а на их место пришли предложения. Сегодня нужно не просто понимать, чего хочет клиент и что мы ему можем предложить, эти предложения должны комплексно решать проблемы клиента, он должен четко понимать, что мы именно решаем его проблемы, — считает доцент кафедры маркетинга и рекламы Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.
Оксана Александровна привела пример московской компании «Джаст фор ю», которая предложила клиентам пакет диетического питания на неделю, решив проблему сразу же в нескольких направлениях — четко сориентировала их на здоровье, подобрала для каждого индивидуальную диету, распланировала по времени доставку этого питания домой или в офис в специальных контейнерах. Потребителю теперь не надо думать, что приготовить на завтрак или обед, не надо высчитывать калории и т. д. Такое предложение, по словам КОЗЛОВОЙ, обходится клиенту в 10-15 тысяч рублей в неделю (из расчета по 800 килокалорий в день) и спрос на него великолепный.
Предложите в Омске такого плана услуги! Уверяю вас, что их будут покупать! Обычно ведь у нас предлагают купить какой-нибудь полуфабрикат и говорят, что его нам будет легче приготовить. А почему бы не предложить комплексное решение проблемы?
Напоследок КОЗЛОВА призвала омских бизнесменов не бояться действовать и добиваться.