ВОДОЧНАЯ МАФИЯ ОМСКА

ВОДОЧНАЯ МАФИЯ ОМСКА

Торговцы палёным спиртом даже не скрываются от полиции

Жизнь на окраинах Старого Кировска — беспробудный дурман. Торговля в легендарном магазине на 5-й Кировской, 108, говорят, кипит днём и ночью, огненной водой спаивают без разбору взрослых и детей. Примерно каждые полгода УВД сообщает про то, что точка закрыта, про изъятие тысяч бутылок стоимостью в миллионы рублей, про уничтоженную сеть связанных с магазином бутлегерских складов, гружённых под завязку контрафактом, про обыски в коттеджах членов группировки. Преступникам на это наплевать. Их магазин открывает двери через пару минут после отъезда полицейских.

13 апреля УВД снова проводило обыск. К этому моменту корреспондент «Вашего ОРЕОЛА» уже два месяца варился в бутлегерских делах. Пообщался почти со всеми членами банды и участковыми с Левобережья; добрался до распечаток телефонных переговоров преступников и других, не известных широкой публике документов. Вывод — едва ли работа УВД разрушит мафиозный бизнес.-

ЛЕГЕНДА ПОДПОЛЬНАЯ

На циферблате часов около полуночи. Полдня назад я обзвонил участников группировки, торгующих нелегальным пойлом. Их номера телефонов есть в силовых структурах. Продавцы почему-то решили перезвонить мне ночью.

-Алло, меня зовут Сергей. Водочкой интересовались? И откуда узнали контакты наших ребят? — начинается типичный диалог.

— Раньше работал с Федоренко, а сейчас снова нужна водка на свадьбу.

-Ого! Федоренко! Очень авторитетный бизнесмен. Но сейчас у него проблемы, и с клиентами общаются его товарищи.

Фамилия Федоренко — пароль для узкого круга осведомлённых лиц, который, как позже объяснят мне бывшие офицеры ОБЭП, способен провести человека на самые засекреченные склады палёной водки на 3-м Разъезде, в «Торговом городе», на 24-й Северной, в любые бункеры на окраинах области.

Собеседника из села Одесское сильно смущает моё нежелание разом закупить приличную партию алкоголя. На мелочи такие люди не размениваются. По цене от 40 до 50 рублей за бутылку готовы привезти не меньше 100 штук. Встреча срывается. Последние рекомендации Сергея и других звонящих — обратиться в магазин, который некогда контролировал Федоренко. То есть на 5-ю Кордную.

ХМЕЛЬНОЙ БУЛЬВАР

Предпраздничный день. Заплутав в трущобах Старого Кировска, наконец понимаю, что нашёл верный путь: по дороге часто встречаются алкаши, побрякивающие авоськами. Есть среди них и прожжённые спиртом старики, и шатающиеся 13-15-летние юнцы.

У магазина целый кортеж машин. Сивуху и коньяк грузят в салоны и багажники авто сумками, канистрами и большими коробками. Захожу внутрь. Первое впечатление — попал в дежурку УВД. Справа от меня большое тонированное стекло с окошечком, которое открывается ровно настолько, сколько нужно, чтобы взять деньги и передать бутылки.

Объявление на тонировке «Объект находится под круглосуточной охраной полиции», видимо, призвано успокоить постоянных клиентов. Смотрю налево — на стеклянной витрине сверкают мечты любого «спиртолюба»: бутылки Parliament, «Андреевская», «Пшеничная», «Русская берёзка», «Петергоф», коньяк разнообразных марок. Цена товара примерно в два раза ниже рыночной — 50-100 рублей за пол-литра (говорят, одна бутылка обходится преступникам в 20-25 рублей). Российских акцизных марок на казахстанской водке нет. Для особых любителей халявы — пятилитровые канистры по 500 рублей. Без всяких подписей. Контрафакт чистой воды. «Я от Федоренко. А скидочку не организуете, если оптом буду брать?» — спрашиваю я. «Хм, — призадумывается продавец-казашка. — Сейчас лучше другие фамилии называть». Гружу под завязку бутылками спортивную сумку.

Через пару дней захожу в отдел полиции на улице Олега Кошевого, 30 к лейтенанту Алексею Сырицину, который и контролирует этот участок. По легенде, я один из бедолаг, отравившихся спиртом.

— Товарищ лейтенант, хочу написать заявление с жалобой на точку по улице 5-й Кировской, — говорю с порога. — торгуют какой-то отравой.

Офицер встречает меня улыбкой. Будто к нему пришли рассказать всем известный в округе анекдот.

За последние месяцы и без вас уже составлены 200 протоколов об административных правонарушениях. Есть два уголовных дела.

И кто главные фигуранты дела?

Да всё те же братья Нурлан и Талгат Сембаевы.

Полицейскому принимать заявление явно не хочется.

ЦИТАДЕЛЬ АЛКОМАФИИ

-Ничего не можем с этой бандой сделать, — говорят в пресс-службе УВД по Омской области. — Преступную группу штрафовали около 600 раз в течение года, штрафы уже перевалили за миллион, но обороты у точки такие, что торговцы продолжают преступную деятельность.

Знакомлюсь с материалами первого уголовного дела против бутлегеров и не перестаю удивляться тому, как легко потоки спирта обтекают преграды МВД и ФСБ. В показаниях свидетелей и распечатках телефонных переговоров преступников написано: через границу Казахстана и России контрафакт возили с помощью ГИБДД; специально обученные лазутчики следили за силовиками, без проблем засыпали баки снегоходов погранслужбы снегом, договаривались с контрразведчиками о переправе спирта, делали им «откаты» размером до 1 миллиона тенге (около 200 тысяч рублей). Итог? Под судом только бутлегеры. Читая всё это, никак не можешь отделаться от мысли: все отговорки о невозможности решить проблему вызваны лишь нежеланием прикрыть крупномасштабную кормушку. Опытные опера говорят: закрой магазин за несоблюдение норм пожарной безопасности, как торговый центр «Бегемот», поставь нормальныи заслон контрабандистам на юге региона, затащи всех пограничников в горнило проверок, и через пару месяцев от Сембаевых в области не останется и слуха.

Я посещаю дом Нурлана Сембаева. Каждая деталь в коттедже сделана с щепетильностью итальянских донов: ворота цвета сажи с изящно выгравированными позолотой львами, богато украшенные декором дорожки и фонтан возле дома, тонированные окна и лифт внутри особняка. Поговаривают, что за оградой есть ещё один фонтан, внутри сауна, бассейн и бильярдный стол.

Нурлан Сембаев спокоен и приветлив. Рассказывает про то, что де-юре зарегистрировал фирму «Чай Востока» на 5-й Кировской, 108, но торговля не пошла, и сейчас к криминалу бизнесмен не имеет отношения.

МАСШТАБ ОРГПРЕСТУПНОСТИ

Официально магазин на 5-й Кировской, 108 работает около пяти лет. Впервые за продажу контрафактного алкоголя Кировский районный суд приговорил бутлегеров в 2011 году. Наказание — штрафы от 200 до 375 тысяч рублей. На процессе преступники заявляли, что их зарплата -10-20 тысяч рублей в месяц. Участники группировки — Олег Федоренко (лидер), братья Сергей и Андрей Алексеенко, Александр Щукин, Назымбек Хайдаров, братья Нурлан и Талгат Сембаевы. По последним данным УВД, группировка действовала с 2002 года. В новом деле шесть подозреваемых. Было обнаружено более 15 складов с контрафактом, разбросанных по всей Омской области. Как ранее сообщал журналистам ОБЭП, в иные годы всего за 15 минут из магазина выносили до 100 литров казахстанского спирта.

Экспертиза

На одном из предприятий города, руководители которого попросили не указываем его название, мы провели товароведческую экспертизу закупленной партии алкоголя. Примерно 60 процентов коньяка и водки не соответствует ГОСТу Р51355 по крепости. В некоторых образцах водки наблюдается повышенное содержание ацетальдегидов — для здоровья это не то чтобы очень вредно, но похмельный синдром сильно затягивается. Ранее на 5-й Кировской во многих образцах водки и коньяка эксперты УВД находили ацетон и другие токсические вещества.