ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

Почему единственная в регионе козоводческая ферма испытывает проблемы со сбытом своей продукции

Козье молоко — продукт не просто вкусный и полезный. Доказано, что оно обладает значительным лечебным эффектом. Но, как выясняется, эту нужную людям продукцию не так-то просто реализовать.

Ниша не занята, но места нет

Несколько лет назад в ЗАО «Большеатмасское» было принято решение о создании цеха по переработке коровьего молока. Хозяйство живет главным образом за счет животноводства, и директор Эдуард Омельченко рассчитывал, что, реализуя не сырье, а переработанную продукцию, можно будет получать за молоко значительно более высокую цену, чем платят сельхозтоваропроизводителям молзаводы. Но, как оказалось, мини-производству конкурировать с молочными гигантами за место на торговом прилавке очень непросто. Сегодня хозяйство производит 19 тонн сырого коровьего молока в день. Мощности цеха позволяют перерабатывать 4 тонны сырья в смену.

Но мы столько не перерабатываем. Потому что нет заявок, — рассказывает директор.

Поняв, что на одном коровьем молоке мини-цеху будет сложно выживать, Эдуард Омельченко задумался о создании козефермы. В свое время он много читал о полезности козьего молока, да и на себе успел убедиться, что целебные свойства этого продукта не миф. Руководитель был уверен: уж перерабатывая и реализуя козье молоко, хозяйство будет вне конкуренции, ведь эта ниша практически никем не занята.

Но и здесь снова возникла проблема со сбытом, — говорит Омельченко.

Молоко из Парижа

В соседнем с моим домом супермаркете на полках с молочной продукцией я нашла козье молоко всего двух производителей. Одно завезено из Московской области, другое — из Франции. Как значится на упаковке, срок хранения того и другого — до полугода. А на ценниках — заоблачные цифры. Трехсотграммовая бутылочка молока 2,5 процента жирности из Москвы стоит 73 рубля 80 копеек. Пол-литра парижского молока с жирностью 1,2 процента -109 рублей 30 копеек.

В «Большеатмасском» козье молоко не нормализуют. Оно подвергается только очистке и пастеризации. Жирность в нем остается такой, как в исходном сырье: 3,7 процента -летом, 5,6-5,8 процента — зимой. Причем, подчеркивает руководитель, это особый жир. При употреблении козьего молока он не только не повышает холестерин — наоборот, способствует его снижению.

И вот этот ценный натуральный продукт предприятие отпускает в торговлю по 80 с небольшим рублей. С торговой накруткой конечная цена такого молока — около 110 рублей за литр. Как говорится, почувствуйте разницу с ценой завозного продукта, который, как считает мой собеседник, вряд ли является натуральным.

Понимаете, натуральный продукт не может храниться полгода. Срок хранения нашего молока всего 5 суток, — говорит Эдуард Омельченко. — А такая «долгоиграющая» продукция — это, вероятно, восстановленный сухой порошок. В России, насколько мне известно, сухое козье молоко не производится. Да и на Западе его вряд ли сушат в больших объемах. Так что в этих продуктах вполне может содержаться какая-то составляющая под козье молоко.

В таком случае почему тогда натуральному продукту, который еще и стоит на порядок дешевле, нет места на торговых прилавках?
Пробиться на полку

Большеатмасское козье стадо дает 600 литров молока ежедневно. В масштабах города-миллионника это небольшие объемы, поясняет Омельченко. Поэтому предприятию было бы нецелесообразно развозить продукцию по большому числу торговых точек. Удобнее работать с оптовиками.

Сначала, когда Омельченко попытался выйти на тортовые сети, ему повезло. Удалось заключить договор о поставках с Центром питательных смесей, выпускающим детское питание. ЗАО «Большеатмасское» стало фасовать переработанное козье молоко в фирменную упаковку центра, а тот выставлял баночки с готовой продукцией из Черлакского района на своих полках в супермаркетах. Эдуард Омельченко рассказывает: несмотря на то что у нашего потребителя нет привычки к козьему молоку. постепенно омичи его распробовали, и предприятию удалось выйти на тот уровень, когда перерабатывались и реализовывались все производимые козьей фермой объемы. Но затем сначала в «Большеатмасское», потом в Центр питательных смесей нагрянула проверка. После чего центр от сотрудничества отказался. Как объяснили Омельченко, торговая марка центра — это марка детского питания. И полки, на которых выставляется продукция под этой маркой, являются полками детского питания А значит, покупатель заведомо вводится в заблуждение, также относя козье молоко из «Большеатмасского» к детскому питанию, хотя оно таковым и не является.

Омельченко посоветовали выполнить ряд мероприятий, которые бы позволили большеатмасскому мини-цеху перерабатывать козье молоко в соответствии с требованиями к детскому питанию.

Но это очень большие дополнительные расходы. Мы к ним пока не готовы, — говорит директор.

Не по карману хозяйству и оплачивать в супермаркетах отдельную полку. Недавно, правда, ему предложили поставлять на приемлемых условиях козье молоко в магазин «Садко».

Но при мощности нашего мини-цеха 1500-1200 четырехсотграммовых стаканчиков в смену мы туда возим два раза в неделю по 50 стаканчиков. Это не окупает даже затраты на бензин. Остальные объемы такого ценного продукта вынуждены выпаивать телятам, — сетует директор.

Проблемы таких малых производств связаны с тем, что нормативная база рассчитана на заводы-гиганты, у которых совершенно другие финансовые возможности, чем у мини-цехов. И все-таки Омельченко надеется на лучшее. Ведь его продукция действительно очень нужна. Не зря покупатели, познакомившиеся с ней еще в период сотрудничества предприятия с Центром питательных смесей, до сих пор звонят на большеатмасский молзавод и интересуются, когда и где можно будет купить козье молоко омской переработки.

ПОЧЕМУ КОЗЬЕ МОЛОКО ДОРОЖЕ КОРОВЬЕГО?

Вопреки расхожему мнению, что коза -нетребовательное животное и ее содержание не влечет больших затрат, специалисты утверждают: молочное козоводство -очень трудоемкий процесс.

Коза прихотлива. Это животное для юга России, а не для наших климатических условий. Ей обязательно нужно теплое помещение. В холодном она сразу сокращает удои. И ест она в пересчете на свой вес отнюдь не меньше, чем корова. А ухода требует даже большего.

Доярке, чтобы получить 10 литров молока, нужно 5 раз подцепить доильный аппарат (средний удой от козы — 2 литра), тогда как коровьей достаточно одного раза. Поэтому труд козьих доярок расценивается в пять раз дороже. А значит, козье молоко не может быть таким же дешевым, как коровье. Тем более что оно не является продуктом массового потребления.

ПИТЬ И ЛЕЧИТЬСЯ

Козье молоко обладает уникальными целебными свойствами. Особенно полезно оно при желудочных заболеваниях, анемии, потере зрения, диатезе, широко используется для лечения туберкулеза, очищения организма после химиотерапии.

По своему составу козье молоко сходно с женским грудным молоком, поэтому наилучшим образом подходит для искусственного вскармливания грудных малышей. По сравнению с коровьим оно содержит в шесть раз больше кобальта, который входит в состав витамина В12. Этот витамин отвечает за кроветворение и контролирует обменные процессы. Также в козьем молоке много калия, роль которого особенно велика в деятельности сердечно-сосудистой системы. А вот альфа-1 з-казеина, являющегося основным источником аллергических реакций на коровье молоко, в нем практически нет. Поэтому оно показано людям, страдающим аллергией на коровье молоко.

Жировые шарики в козьем молоке в 10 раз мельче, чем в коровьем, и поэтому лучше усваиваются организмом. В. нем содержится больше ненасыщенных жирных кислот, обладающих уникальной способностью препятствовать отложению холестерина в тканях организма человека. Продукт особенно полезен детям и пожилым людям, поскольку благодаря целебному набору витаминов повышает иммунитет.

КСТАТИ

Когда материал готовился к печати, журналист «ОП» связался с известным омским предпринимателем, генеральным директором торговой сети «Низкоцен» Василием Шкуренко. Выяснилось, что ранее он охотно закупал козье молоко в Нижней Омке, пока завод там не был закрыт. «Низкоцен» готов рассмотреть предложение ЗАО «Большеатмасское» и сотрудничать с ним.

В нашу сеть мы закупаем молочную продукцию исключительно омских заводов, — говорит Василий Шкуренко. — И не только крупных, таких как «Данон», «Вимм-Билль-Данн», «Омский бекон», «Калачинское молоко» и Любинский молочный завод. Продукты этих предприятий проверены, они всегда отличного качества. В районных «Низкоцен» есть правило: если есть местный молочный или мясоперерабатывающий завод, то в магазинах должна быть представлена их продукция. Такую политику мы проводим не только, чтобы помочь сельским производителям, но и для того, чтобы население гордилось своим местным предприятием.

Тем не менее проблема сбыта у предприятий мини-переработки пока существует. «ОП» будет следить за развитием ситуации.