Сначала РЭК сообщила о существенном — в 3 раза — уменьшении нагрузки на бюджеты омичей с 1 июня 2013 года, а через сутки Верховный суд России отменил нормативы на ОДН, действовавшие в Омской области с сентября прошлого года по настоящее время.
Половинчатое решение
Читатели «КВ» помнят, что после принятия нормативов на ОДН по газу, теплу, воде и водоотведению у потребителей возникло множество вопросов, а если конкретнее, мы посчитали, что чиновники областного правительства вводят нас в заблуждение, внедряя необоснованные завышенные нормативы и платежи за несуществующие услуги.
В результате, когда в Омске работала выездная приемная Генеральной прокуратуры РФ, большинство обращений касалось несогласия омичей с вновь введенными РЭК нормативами. Потому прокуратура Омской области выступила сначала с представлением, а когда представление оказалось неисполненным — то с судебным иском к РЭК об отмене неправомерно введенных нормативов.
Примерно так же развивались события и в Обществе потребителей в сфере ЖКК. Более половины времени приема граждан занимали вопросы ОДН. Поскольку губернатор Виктор НАЗАРОВ встретиться со мной не пожелал, а поручил это председателю РЭК Константину МАРЧЕНКО, у которого тоже не нашлось времени, мы поняли, что решение может быть найдено только в суде, и также подали исковое заявление. К слову, не все знают, что иск на полную или частичную отмену нормативного правового акта (а именно таким актом является приказ РЭК, так как он вводит общеобязательные нормативы потребления услуг) вправе подать любой гражданин, который считает, что данным актом нарушен закон и ему лично причинен ущерб. Именно поэтому в суде фигурировали лично мои квитанции, так как я должен был доказывать конкретно, что мне новыми нормативами по ОДН причинен материальный ущерб.
Два месяца длилось разбирательство в Омском областном суде. Решение суда было половинчатым, однако оно, по крайней мере частично, указывало на незаконность принятых нормативов по ОДН. Областной суд отменил нормативы на ОДН по водоснабжению и водоотведению с момента вступления решения в законную силу (а не с 1 сентября 2012 года, как мы просили). Но мотивировочная часть состояла в том, что решение суда вынесено не потому, что расчеты неверны, а только потому, что не разделены дома по группам по этажности (высоте дома), хотя в расчетной формуле высота дома является обязательным атрибутом.
Что дальше?
А дальше возобладал максимализм руководителя РЭК Константина МАРЧЕНКО, подавшего жалобу в Верховный суд РФ на отмену решения Омского областного суда. Это сейчас легко говорить, как неверно написало неделей ранее одно уважаемое мною тиражное издание, «теперь разбирательство в Верховном суде потеряло свою актуальность», а тогда, в феврале, никто не мог предвидеть, что 16 апреля Председатель Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ подпишет постановление № 344, отменяющее нормативы ОДН по водоотведению и теплоснабжению и резко сокращающее путем введения директивной формулы размер ОДН по водоснабжению.
Мы предлагали компромиссные решения. Например, исключить плату ОДН с жильцов домов, где нет такой технической возможности (справедливости ради нужно сказать, что изначально глава Минстроя Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ занимал такую же позицию и публично об этом говорил). Соглашались и совместно с РЭК пересчитать все нормативы аналоговым методом. Еще один разумный вариант — поставить на общедомовые устройства (полив газонов, хоккейной коробки и т.п.) приборы учета и считать расход по ним по факту. Однако РЭК хранила гордое молчание, не удостоив нас ответами на наши обращения.
Как мы и прогнозировали, РЭК приняла решение, в той ситуации наиболее выгодное для монополистов-поставщиков услуг: потянуть положенный месяц и подать жалобу в Верховный суд РФ, причем в последний день, чтобы прокурор и Общество потребителей не успели подать ответные жалобы. Однако все тайное рано или поздно становится явным, и как только надежные люди в облправительстве сообщили, что РЭК направила жалобу, прокуратура и мы просто вложили в конверты заранее подготовленные контраргументы и послали по тому же адресу. В Верховный суд поступили три взаимоисключающие ходатайства: РЭК просила отменить решение суда в части отмены нормативов по ОДН, прокурор и Общество потребителей — наоборот, требовали отменить эти самые ОДН с самого начала, то есть с сентября прошлого года, а прокурор еще и требовал отменить норматив на водоснабжение в самой квартире.
Мне не стыдно — мы сделали все возможные шаги для того, чтобы не доводить дело до Верховного суда, тем более что согласно указанному выше новому правительственному постановлению нормативы на ОДН были пересчитаны и значительно уменьшены. Последний раз за два дня до заседания суда я предлагал руководству РЭК -распространите действие этих нормативов на период с сентября 2012 года: это устроит всех — мы оплатим по новым ставкам и заберем все заявления из Верховного суда. Напомню, что норматив на ОДН был вообще отменен еще 27 апреля (то есть решение суда имело бы только формальное значение — признать его незаконность), а норматив на водоснабжение с 1 июня все равно сокращен в три раза. То есть если бы жалобы были отозваны, например, 21 мая, то монополисты потеряли бы деньги за 9 дней мая, так как решение суда от 8 февраля вступило бы в законную силу и прежние нормативы
ОДН отменялись, а новые действуют только с 1 июня.
Суть судебного спора
Для тех, кто внимательно следил за публикациями в «КВ», еще раз поясним, в чем же конкретно мы обвиняли РЭК? Общая логика — наша сторона считает, что РЭК нарушила аж семь пунктов Постановления Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года (это документ, который определяет, как в любом субъекте Федерации рассчитывать нормативы по коммунальным услугам).
Конкретно мы указали на следующие нарушения:
1. Нормативы определялись не аналоговым (по факту показаний приборов учета), а расчетным методом.
2. Для расчетов взяты только 17% домов, причем только в городе Омске, что повлекло увеличение норматива.
Анкеты для исходных данных расчетов заполнялись заинтересованными лицами — «ОмскВодоканалом» и «Облводопроводом», а также работниками РЭК.
3. При расчетах добавили водоразборные устройства, которых нет в правительственных формулах (в первую очередь — пресловутая посудомоечная машина).
4. Дома не распределены по техническим характеристикам (этажность, схема подготовки горячей воды).
5. ОДН берут в тех домах, где отсутствует техническая возможность такую услугу предоставить, причем в расчет включаются площади подвалов и чердаков (хотя на это имеется конкретное письмо Минрегиона РФ).
Было там еще много чего, но оно уже носило технический и математический характер.