Не так давно известные омские зодчие Александр БЕГУН и Олег ФРЕЙДИН предприняли очередную попытку внести раздор в сообщество своих коллег. Этот факт не оставил равнодушным коллектив института «Омскгражданпроект». Здесь хорошо знают ситуацию и дают ей объективное разъяснение. Не с целью усугубить конфликт, а с тем чтобы архитекторы нашли наконец общий язык и сосредоточились на своих прямых задачах.
Кто режиссирует конфликты
На страницах омской прессы Александр Бегун и Олег Фрейдин обвинили главного архитектора города Анатолия Тиля в том, что он включил не принадлежащие ему проекты в свое портфолио на соискание звания «Заслуженный архитектор России». Александр Бегун обижен за себя, Олег Фрейдин — за ныне покойного Валерия Баранова. По мнению зодчих, Анатолий Тиль незаконно присвоил себе авторство.
По этому поводу уже высказали свои точки зрения некоторые
члены Союза архитекторов, в том числе Анатолий Лунин, который убежден, что никакого нарушения авторских прав в дан-
ном случае нет. Работы Бегуна и Баранова, представленные в портфолио, подаются не как плод творчества самого Тиля, а как проекты, свидетельствующие об уровне архитектурного мастерства в нашем городе, демонстрирующие достижения в омском градостроительстве. Эта деятельность, как известно, осуществляется под руководством и при непосредственном участии главного архитектора города. При этом в альбоме указаны имена всех разработчиков, в том числе Бегуна и Баранова.
Впрочем, думается, за этим инцидентом стоит другое — повод в очередной раз «наехать» на главного архитектора города. И Бегун с Фрейдиным здесь далеко не ключевые фигуры, несмотря на то что оба активно и с удовольствием участвуют во всех выпадах против А. Тиля.
Жаль, что два одаренных архитектора, а также другие зодчие так и не осознали, что они, похоже, лишь инструмент в руках опытного и неутомимого режиссера — Альберта Каримова. Бывший главный городской архитектор и бывший председатель правления ОООСАР позиционирует себя как борец за профессиональное и честное творчество, как гражданин, всем сердцем болеющий за родной город.
Не отрицаем, движут Альбертом Минихаовичем, наверное, и эти благородные чувства. Но, судя по всему, основная его цель — нанести удар по Тилю. И предпочтительно, используя других.
К слову, Альберт Каримов, когда занимал пост главного архитектора Омска, нередко пользовался начальственным правом и сам себя включал в авторский коллектив, а порой даже оказывался руководителем проекта. Альберт Миниханович очень гордится тем, что проектировал киноконцертный зал. Омичи помнят, как негодовал он, увидев, во что здание превратилось после реконструкции. Но что удивительно: в своем юбилейном буклете Каримов действительно представил себя главным создателем этого объекта, а в документации, хранящейся в «Омскгражданпроекте», его фамилия далеко не в первых строках. Да и понятно: являясь в ту пору молодым специалистом, он попросту не мог быть на ведущих ролях. Ведущую роль Альберт Миниханович уже потом приписал себе, отодвинув на второй план имя своего талантливого наставника Дмитрия Бутырина и вовсе не упомянув самоотверженного творца Анвербека Юмакаева. Как бы то ни было, и киноконцертный зал, и коллектив «Омскгражданпроекта», где работали настоящие корифеи проектного дела, стали для будущего академика архитектуры той стартовой площадкой, с которой он начал спою успешную карьеру.
Если смотреть с человеческих позиций, регулярно очернять коллектив, который помог тебе творчески реализоваться, — это по меньшей мере безнравственно. Но печально еще и то, что такие оппозиционные настроения наносят огромный вред нашему городу.
Заслуженное право
В отношении же Анатолия Тиля, который в «Омскгражданпроекте» проработал больше двадцати лет, скажем следующее. В коллективе хорошо знают масштаб этого зодчего и не могут не ценить то, что он сделал.
Ярым оппонентам Анатолия Генриховича напомним, что именно под руководством Тиля в Омске в 1990 году была разработана и внедрена жилая серия ОКИС. С нее в нашем городе начался новый мощный этап массового строительства, В других регионах на такую работу уходило по многу лет. Команда во главе с Тилем справилась с серьезнейшей задачей всего за один год, включая защиту новой серии в Госстрое РФ.
Не лишне упомянуть и о другой знаменательной акции, которая осуществлялась под руководством нынешнего главного архитектора города. Речь о застройке села Азово — «столицы» одного из первых в стране немецких национальных районов. В этом ответственном проекте на А. Тиля возложили функции ГИПа Благодаря его точным стратегическим решениям и энергии задача вновь была ударно выполнена. К радости иностранных инвесторов и самих сельчан, захолустное Азово превратилось в «маленькую Европу», прибавим ела вы Омской области, а сам проект удостоился Золотого диплома на 1- м Все российском фестивале «Зодчество».
Позже при активном участии Анатолия Генриховича и омском строительстве был совершен настоящий революционный прорыв.
Конец 1990-х. Строительная отрасль в регионе полностью парализована кризисом. И этот сложнейший период «Омскгражданпроект» по собственной инициативе берется за разработку новой технологии гибкой системы монолитного домостроения (ГСМД). На вооружение был принят прогрессивный омыт, с которым институт познакомился в северных регионах, где уже тогда к строительству привлекались зарубежные специалисты. Возглавил инновационные разработки смелый теоретик и опытный практик А. Тиль. Под его же началом на основе ГСМД на Левобережье был запроектирован пилотный микрорайон «Кристалл». Чтобы доказать эффективность нового метода и вдохновить подавленных кризисом строителей, институт вызвался сам возводить этот жилой комплекс.
Первые успехи в реализации проекта помогли оживиться и другим омским стройкам. В городе начался бум монолитного домостроения, к которому прежде относились с большим недоверием, Сегодня система, у истоков которой стоял Тиль, наиболее востребованная и интенсивно развивающаяся.
Даже этот, далеко не полный, перечень работ, выполненных Анатолием Генриховичем, по своей значимости может служить основанием для присвоения звания «Заслуженный архитектор Р»Ф».
В «Омскгражданпроекте» знают причину, почему с таким весомым для всей отрасли багажом он до сих пор в «рядовых»: некогда было этим заниматься! Не мог Анатолий Гиль, вечно загруженный оперативными делами, решением глобальных для города и региона вопросов, позволить себе отложим, эту текучку ради того, чтобы кропотливо подбирать нужные для соискания материалы. Не его человеческая позиция, не его стиль работы.
Нельзя терять время!
Архитекторы во многом ответственны за то, каким наш город встретит свой 300 летний юбилей. Омичи ждут преображения, ждут праздника. Так давайте, коллеги, не выяснять публично отношения. Из-за внутренних конфликтов, тем более явно спровоцированных, мы дискредитируем в глазах общественности свою профессию и теряем драгоценное время, которое необходимо посвящать городу.
Озвучивая точку зрения архитекторов «Омскгражданпроекта», редакция оставляет за их оппонентами право на ответную публикацию.