НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Омский «Бессмертный полк» стал объектом коммерции

Две недели назад, 9 мая, Омск поддержал всероссийскую акцию «Бессмертный полк». По центральным улицам прошла колонна из 4,5 тысячи горожан с портретами родственников, воевавших на фронтах Второй мировой. Сегодня славное начинание, организованное томскими журналистами, аукнулось вновь -на этот раз финансово-политическим скандалом.

Напомним, идея акции «Бессмертный полк» родилась в Томске. По замыслу, во время парада Победы россияне должны были выйти на улицы с. портретами своих близких, воевавших на фронтах Второй мировой, чтобы таким образом сохранить память о героях войны. Для этого в нескольких городах России, в том числе и Омске, были организованы специальные пункты сбора фотографий, куда их мог принести любой желающий.

На сайте «Бессмертного полка» опубликован устав, который вполне конкретно сообщает о том, что: а) «Бессмертный полк» — общественная Некоммерческая, Неполитическая, Негосударственная Гражданская Инициатива; б) «Бессмертный полк» не может быть имиджевой площадкой, а использование любой корпоративной или иной символики во всем, что имеет отношение к «Бессмертному полку», исключено.

Координатором акции «Бессмертный полк» в Омске выступило «Радио Сибирь». Сбором фотографий занималось 11 общественных объединений, среди которых было и омское отделение «Молодой гвардии Единой России». На прошлой неделе в блогах и на сайте одного омского СМИ появилась информация о том, что на организацию шествия «Бессмертного полка» был выделен грант в размере около 500 тысяч рублей, которые, однако, якобы ушли в неизвестном направлении. Кроме того, сообщается, что либо у многих горожан фотографии просто не взяли, либо портреты их родственников не появились в колонне.

Накануне депутат омского Заксобрания и руководитель «Молодой гвардии» Михаил КАРАКОЗ сообщил, что деньги гранта были потрачены полностью, о чем есть необходимые документы.

«Я не уполномочен комментировать смету, потому что я был в роли консультанта, — цитирует Михаила Каракоза РИА «7». — Насколько я сейчас с ребятами проговорил, там был огромный комплекс мероприятий. В рамках этого и «Георгиевская лента» проводилась, и они сказали, что фотографии печатались, ламинировались, крепились на специальные стенды, что там все в полном объеме ревизовано. Плюс количество участников само за себя говорит».

По словам Михаила Каракоза, после мероприятия к организаторам обратилось два человека, недовольных тем, что они так и не увидели фотографии своих родных в распечатанном виде, однако этот конфликт был улажен: они будут участвовать в акции в следующем году.

Как сообщил один из координаторов Всероссийского «Бессмертного полка» томский журналист Сергей ЛАПЕНКОВ, обстоятельства проведения акции в Омске выясняются:

— «Бессмертный полк» — это неполитическая акция, поэтому она не может опираться на ресурсы какой бы то ни было партии. Что касается денег — если они были выделены на несколько проектов, в числе которых был и «Бессмертный полк», — это одно дело. Совсем другое, если деньги выделялись конкретно на эту акцию. В любом случае инцидент нуждается в оценке.

Как бы то ни было, «Молодая гвардия» на своем сайте позиционировала себя в качестве организатора и даже инициатора проекта, что является безусловной ложью. У «Бессмертного полка» не может быть ни спонсоров, ни партнеров, которые могли бы себя публично назвать таковыми, а есть только координаторы, то есть те, кто занимается работой по подготовке колонн полка к 9 Мая. В Омске координатором стало «Радио Сибирь». Но даже они, насколько нам известно, использовали свои логотипы на баннерах. Единственный бренд, который допустим при организации и продвижении акции, — это сам «Бессмертный полк». В других городах в шествии участвовали и «молодогвардейцы», и другие организации, но они не использовали при этом никакой партийной символики. К сожалению, Омск стал единственным городом, замеченным в коммерческом использовании этого бренда.