НАТАЛИЯ ГУДКОВА: «ХОЧУ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ НУЖНОЙ ЛЮДЯМ»

Самая титулованная легкоатлетка Прииртышья о завершении карьеры,

спортивной славе и о том, как заработать полный мешок медалей

Обладательница полного комплекта медалей Паралимпиад, участница пяти главных стартов четырехлетия, Наталия Гудкова — безусловно, самая титулованная легкоатлетка в истории омского спорта. С ее именем связана целая эпоха в спортивной летописи Омска, десятки ярчайших побед на крупнейших мировых турнирах. И вот в 2013 году она приняла решение закончить блистательную карьеру. Наталия — прирожденный победитель, чему бы отныне она себя ни посвятила, делает свое дело с полной самоотдачей, иначе просто не умеет. В этом, побеседовав с заслуженным мастером спорта, убедился корреспондент «Омской правды».

«Всегда хочется большего»

Наталия, оглядываясь сейчас на свою блистательную карьеру, можешь ли ты сказать, что добилась в спорте всего, чего хотела? Или какие-то высоты так и остались для тебя непокоренными?

А разве так бывает в жизни, чтобы исполнились абсолютно все мечты? (Улыбается.) Конечно, всегда хочется большего, хотя бы немного. Например, я мечтала напоследок «блеснуть» в Лондоне, взять там «золото». Увы, ограничилась «бронзой».

Это и стало основной причиной для завершения карьеры?

Нет, ничего подобного. Если бы у меня результаты в последние годы постоянно снижались, вот тогда да, это значило бы, что пора заканчивать. У меня же все обстояло наоборот. На Лондонской паралимпиаде я показала свой лучший результат, личный рекорд. Так что физически я была готова очень хорошо, могла бы продолжать выступать еще не год и не два. Но дело в том, что за время спортивной карьеры, постоянно требующей максимальной самоотдачи, у меня накопилась огромная психологическая усталость.

Конечно, еще на годик меня хватило бы и в моральном плане, но дело в том, что спортсмены высокого уровня, «заточенные» в первую очередь под Олимпиады и Паралимпиады, всю свою работу, подготовку, выступления строят по так называемому «олимпийскому циклу», то есть на четыре года. Все просчитывается так, чтобы именно к главным стартам четырехлетия подойти на пике формы. А значит, если я не готова выкладываться «по полной» до следующей Паралимпиады, которая пройдет в 2016 году в Рио-де-Жанейро, то и начинать этот цикл не имеет смысла.

Словосочетание «завершить карьеру» звучит довольно буднично. Но ведь, по сути, это означает, что полностью ломается весь годами выстраиваемый ритм жизни. Насколько тяжело тебе дались эти перемены?

Конечно, тяжело. Но я настолько устала, мне так не хотелось вновь «прикасаться» к спорту! Последний раз я выступала в октябре 2012 года. И уже тогда хотела уйти. Но мой муж Женя, тоже заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, убедил меня не делать этого. Руководство в Москве тоже упрашивало меня остаться. И вот несколько месяцев прошли для меня в бесконечных раздумьях, а скорее, даже в метаниях: уходить, не уходить? Но в конце концов я приняла твердое и окончательное решение.
«Никогда не сдавайтесь»

Сказалась в том числе и обида на Паралимпийский комитет России?

Да как тебе сказать… Действительно, перед Лондоном они изрядно потрепали мне нервы: «Посмотрите в свой паспорт, вы выступаете уже двадцать четыре года! А когда же уступать дорогу молодым?» Да я была бы рада уступить им дорогу, да вот только где она, наша юная смена?! Я и старшему тренеру сборной России неоднократно говорила: «У молодежи в нашей национальной команде откровенные проблемы с дисциплиной. И с уважением к старшим!» В таких условиях, мне кажется, нужно бережнее относиться к тем атлетам, кто уже не первый год выигрывает для России медали Паралимпиад. Потом-то, конечно, в Москве пожалели об этих своих словах, про дату рождения в паспорте. Но слово ведь не воробей.

Ты говоришь, молодежь не уважает старших. Неужели в паралимпийской сборной России конфликт поколений?

Мы с ними очень разные. Сейчас молодые спортсмены думают вначале о деньгах, а уж потом о чем-то еще. А нам в первые годы спортивной карьеры кушать было нечего. Они не верят и не понимают, что в девяностые люди не могли купить вареной колбасы.

Их трудно в этом винить, они выросли совсем в другой стране и другой атмосфере, чем наше поколение. Все-таки мы старались прежде всего доказать самим себе и всем окружающим, что мы, спортсмены с ограниченными физическими возможностями, тоже многое можем, мы не хуже здоровых. И тем самым дать пример, воодушевить людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства.
Не сдавайтесь, не теряйте смысла жизни, вы тоже можете быть чемпионами, звездами спорта! Или, как минимум, физически развитыми, активными членами общества! Я счастлива, если мой собственный пример хоть кого-то вдохновил, не дал отчаяться.

Ни разу не было мысли: «А не поторопилась ли я с завершением карьеры?»

Была и депрессия, были и слезы. Хорошо, что рядом со мной любимые люди — муж и сын. Даже не знаю, что бы я делала без их поддержки. Но при всем этом желания вернуться обратно, в спорт, за весь этот год так ни разу и не возникло. Такой уж я человек, если сказала: «Ухожу», то все, это железно. В жизни бывало всякое, я расставалась с одним тренером, с другим. И никогда, попрощавшись, обратно уже не приходила.

Может быть, видишь себя в будущем в качестве тренера?

Я, конечно же, буду помогать Жене, буду готовить его к ответственным стартам. А вот тренировать кого-либо еще я пока не хочу. Во всяком случае, на данный момент. Кто знает, может быть, со временем мое отношение и изменится.

Можешь ли ты особенно выделить какую-то одну из своих спортивных побед?

Знаешь, за двадцать четыре года этих побед, к счастью, было так много! А медалей накопилось здоровенный полиэтиленовый мешок! (Улыбается.) Наверное, не буду оригинальна: «золото», завоеванное в двухтысячном году на XI Паралимпийских играх в австралийском Сиднее, где я стала чемпионкой в метании копья, — самая ценная из моих регалий. Господи, как же я тогда была счастлива! (Улыбается.) А вообще, каждая Паралимпиада — самая главная. Ведь это итог целого этапа моей жизни, моя маленькая победа над собой.

Жизнь знаменитого спортсмена — это ведь не только тяжкий труд на тренировках, но и мгновения триумфа, пьедесталы, гимн твоей страны, пишущая и снимающая братия, наперебой пытающаяся взять у тебя интервью, рукоплещущие стадионы во всех столицах мира. Тебе сейчас этого не хватает?

Ну пока еще твои коллеги не утратили ко мне интереса, зовут то на радио, то на телевидение. (Смеется.) А вообще, хочу сказать: люди, пожалуйста, не забывайте в одночасье тех, кого вы еще вчера славили! Поверьте, быть сегодня знаменитым, а уже завтра всеми забытым очень тяжело и обидно!
«Я благодарна спорту за многое»

Можешь ли ты попробовать представить, как сложилась бы твоя жизнь, не будь в ней спорта?

А что тут представлять? Такой вариант был более чем реален! Еще в 1992 году я должна была по совокупности показанных мною результатов и одержанных побед ехать на Паралимпиаду в Барселону. А тренеры мне говорят: «Вместо тебя поедет другая спортсменка». Как так?! Но я же победила ее на чемпионате страны?! А как же спортивные принципы, что ехать должен сильнейший? А мне говорят: «Ничего, ты еще молодая, наездишься».

Ох, как же я тогда на всех обиделась, твердо намеревалась назло всем хлопнуть дверью, уйти из спорта! А потом думаю: нет, я еще всем вам покажу и докажу! Думаю, мне удалось это сделать на Паралимпиадах в Атланте, Сиднее, Афинах, Пекине, Лондоне. А еще были победы и медали на чемпионатах России, Европы, мира. (Улыбается.) Но это не главное, за что я благодарна спорту.

Знаете, пока мне не исполнилось пять лет, я ведь даже не понимала, что я не такая, как остальные ребятишки с нашего двора, что у меня нет одной руки. Мы играли с ними вместе, все было весело и здорово. А потом… Дети ведь иногда бывают очень жестоки. В общем, от меня постоянно требовалось «постоять за себя». Было трудно. Доходило до того, что я спрашивала у мамы и папы: «Почему я такая? Не как все?» Я с детства была деятельной девочкой, ходила в кружок рукоделия, потом в театральный. И вот, когда мне было уже почти пятнадцать лет, я записалась в секцию плавания. Потом была легкая атлетика.

Так в моей жизни и появился спорт, быстро заняв в ней самое главное место. Я очень ему благодарна: за все места на планете, где мне удалось побывать. За всех хороших людей, встреченных мной. За то, что я выросла не закомплексованной, «затюканной» жестокими сверстниками девочкой, а уверенным в себе, успешным человеком, победительницей, женой замечательного мужчины и мамой прекрасного ребенка!

Когда человек заканчивает одно большое дело, самое время задуматься о следующем. Чем теперь будет занято в твоей жизни то время и то место, которое раньше занимал спорт?

Самое удивительное, что вот я закончила спортивную карьеру, нет больше тренировок, сборов, поездок по всему миру на соревнования. А свободного времени больше не стало! Как так?! Сама не понимаю, парадокс! (Смеется.) Сын вот, Илья, пошел в первый класс, надо помогать. Плюс к тому вожу его на тренировки. Ну и как у любой женщины — хлопоты по дому, по хозяйству. В общем, сейчас главное, чем я занята, — моя семья. А вот что будет дальше… Скажу так: пока я в поиске, еще не решила, чему кроме домочадцев себя посвятить. Надеюсь, найду место в жизни и после спорта. Думаю, что за эти годы я сделала немало для славы и России, и Омской области. Очень хочу и впредь чувствовать себя нужной людям.