СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Некоторая смесь физкультуры и хобби

Один знакомый велосипедист как-то признавался: «Это непередаваемое ощущение: ты едешь с утра на работу по свежевыпавшему снегу, крутишь педали, ещё не рассвело, а на остановках толпы замерзших людей ждут своего автобуса, чтобы еле в него втиснуться. И одни смотрят на тебя как на сумасшедшего, а в глазах других читается: мужик, возьми меня с собой!»

Все чаще зимой на улице можно встретить велосипедистов, но до сих пор это зрелище кажется достаточно экзотическим. Хочется подойти к человеку и спросить: не холодно ли ему, не ломается ли велосипед, не лопаются ли шины, не замерзает ли лицо от сильного ветра, ну и вообще, каково это — кататься на велосипеде зимой? В- субботу утром нам удалось поймать на площади Бухгольца целых одиннадцать велосипедистов. Один из них согласился ответить на некоторые наши вопросы.

Первый велосипед я купил в 2007 году, в марте, когда жизнь поставила перед серьезным выбором, — рассказывает Кирилл РУБАШКИН, один из участников омского вело-клуба «Цепная реакция». -Перед Новым годом у меня прихватило сердце, доктор сказал: начинаешь шевелиться или садишься на таблетки. Таблетки я не люблю, поэтому сначала стал ходить пешком, потом купил велосипед и втянулся, причем настолько, что осенью взял шипованную резину и не стал закрывать сезон — и так шестой год подряд.

Если говорить о зимнем катании, то основная подготовка — это шипы и одежда. Всё остальное — вторично. Кое-кто делает специальное техобслуживание, убирает густую смазку из всех узлов, чтобы всё хорошо крутилось на морозе, но я этого никогда не делал, и проблем не было — до минус сорока всё работает нормально. Главная проблема — это баланс между теплоотдачей и теплосохранением. Когда ты едешь, ты активно двигаешься и вырабатываешь много тепла. От этого тепла нужно избавиться, иначе ты взмокнешь и при первой же остановке простудишься. С другой стороны, надо быть одетым достаточно тепло. Основная ошибка новичков — они надевают обычные трикотажные треники, сверху джинсы и в итоге очень быстро замерзают. Нужно надевать примерно то же, что и при катании на лыжах, — синтетическое термобелье и отводящий верхний СЛОЙ, тоже из синтетики, Так ты никогда не взмокнешь и никогда не промерзнешь до костей.

По словам Кирилла, на организованные «Цепной реакцией» зимние «покатушки» (общепринятый в велосипедной среде термин для катаний неспортивного характера), которые проходят в среднем раз в две недели, собирается до 30-40 человек. Если представить, что ещё хотя бы столько же катаются сами по себе, то можно предположить, что у нас в городе что-то около сотни велосипедистов-зимников. Вечером перед Новым годом можно было заметить в центре города огромное скопище двухколесных, украсивших велосипеды гирляндами и нацепивших шапки и бороды. Не меньшего масштаба покатушка намечалась и во время эстафеты олимпийского огня — но тогда бдительная полиция усиленно сгоняла велосипедистов с тротуаров по причине сильной их забитости пешеходами.

Зимой мы практически не выходим на проезжую часть, потому что там скользко, машину может неожиданно занести, да и вообще дороги становятся уже, водители бел того нервные, а туг еще мы. Иногда,
конечно, вылезаем сейчас я, например, ехал ПО улице 10 лет Октября: дорога была расчищена и свободна, я смог спокойно прокатиться.

Люди на тротуарах тоже становятся менее маневренными, но тут есть одна хитрость: если ты видишь пешехода и намереваешься объехать его справа, то в последний момент его нужно объезжать слева, потому что он обязательно шагнет вправо. Но чаще я просто подъезжаю медленно и говорю либо «позвольте проехать», либо «с Новым годом».

Вообще, кататься зимой ненамного проблематичнее, чем ходить пешком. Я каждый день езжу на работу и гораздо быстрее добираюсь на велосипеде, чем на общественном транспорте. Маршрутка — полчаса; на велосипеде, если идет снегопад и кое-где приходится тащить велик на плечах, -столько же; если дорога чистая — минут двадцать.

Площадь Бухгольца — традиционное место сбора велосипедистов и зимой, и летом. Оттуда они могут отправиться в парк Победы, на Зеленый остров или просто — кататься по городу. В этот раз собралось 11 человек, в том числе -три девушки. Один из участников «покатушки» прибыл на фэт-байке — это велосипед на толстых покрышках, каких в Омске пока всего четыре. Они обладают повышенной проходимостью и позволяют без особых сомнений заезжать в снег, грязь, песок и любые другие труднодоступные места.

Как выяснилось позже, пообщавшись с прессой,, компания велосипедистов двинулась на Зеленый остров, попутно понаблюдав за рабочими Водоканала, угрюмо и манящими ледяную статую на пересечении Иртыша и Омки, посмотрели на каток в Омской крепости, доехали до парка, покатались с горки, потом разгребли снег, развели костер и устроили маленький пикник. Примерно так проходит каждое собрание любителей зимнего катания.

Летнее катание -это скорость, теплый ветер, легкая одежда и большие расстояния, а зимой все совсем по-другому: ты выходишь из дома, на улице вкусно пахнет морозом, шипы так приятно хрустят по снегу. Велосипед зимой — это способ общения и некоторая смесь физкультуры с хобби. Сейчас к нам привыкли, нас стало достаточно много, но первое время люди на остановках смеялись и крутили пальцами у виска. Им было весело, мне тоже — они смотрели на меня как на дурака, я отвечал им взаимностью. Нас было настолько мало, что мы могли узнать друг друга по следу от покрышек. Сейчас люди привыкли и не обращают особого внимания. Недавно, правда, я стоял утром с велосипедом на переходе у Рабиновича. Рядом был характерный такой парнишка: двадцати с небольшим, спортивные штаны и туфли. Он смотрел на меня, смотрел, потом сказал: «Ты гонишь! Не, мужик, ты гонишь!», после чего развернулся и ушел. Я так и не понял, что он имел в виду.