ЛЮБОВЬ ЗА МУКИ И СОСТРАДАНИЕ

Один взмах ножа, и когда в глазах мавра пропал свет, Венеция качнулась и рухнула. Все погрузилось в темноту, словно вода залила все: не только сцену, но и зрительный зал, и весь театр. Совсем скоро она понесется по городским улицам, разорвет мир звуками музыкального квинтета Омской филармонии. А потом конец, аплодисменты. Премьера спектакля «Отелло» прошла в ТЮЗе.

В оригинале это трагедия, по сути — фарс. Включающий в себя чисто русскую пьянку и «Черного ворона» под закуску в исполнении «набравшихся» солдат в армейских, еще советских шинелях. Зритель к середине спектакля перестает понимать, в каком времени находится. Сцена по колено заполнена водой — это не только напоминает нам Венецию, но и отсылает к началу мира, когда он еще несовершенен и несформирован. Конечно, в этом мире живут слабые и несовершенные герои, один из них Кассио в исполнении Никиты Пивоварова. Зависимый и нерешительный, он не способен выразить собственное мнение, становится игрушкой в опытных руках главного антагониста Яго (Тимофей Греков). Несмотря на то что в программках его обещали представить «почти положительным героем», на самом деле получился типичный злодей, коварный, мстительный, обладающий даром внушения, способностью подчинять себе людей для собственной выгоды. Однако режиссер театра Владимир Золотарь в предваряющей премьеру пресс-конференции сказал, что Шекспир тем и хорош, что нельзя выделить в его пьесах положительных и отрицательных героев, что любой герой неоднозначен и сыграть его можно по-разному. Яго на сцене получает удовольствие от самого процесса мести. Если у Родриго (Михаил Гладков) есть явная причина убрать главного героя с дороги — ревность, то Яго играет ради игры, пользуется человеческими слабостями.

На сцене зрители могли увидеть знакомые реалии чиновничьего и военного миров, привычные нашему региону. Спектакль поднимается над временем и над Шекспиром, становится не равным самому себе. Порой забываешь, что тебя и героев разделяют века, будто бы оказываешься в современной казарме, проникаешься солдатским вольным духом, подглядываешь, какие «откровенные» сцены снимает на видеокамеру Яго, чтобы опорочить главных героев. Нет ощущения классического шекспировского времени, на него надето столько оболочек, столько занавесов, что появляется ощущение того, что твое сознание раздваивается. Вместе с главным героем зритель должен сойти с ума.

Конечно, интересен главный дуэт спектакля Отелло — (Сергей Дряхлов) и Дездемона (Екатерина Кривецкая). Помимо слов они посылают друг другу бумажные самолетики, и это тоже символично. Если в начале спектакля все самолетики (может, это письма друг другу — кто знает) долетают до цели, то потом теряют адресата, не находят ответа, уходят в никуда. Сначала зритель видит искреннюю любовь героев. Кажется, ничто ее не может разбить: ни напыщенные чиновники, ни надвигающаяся война, ни разлука. Легкие нежные чувства связывают героев, но только внимательный зритель поймет, что эти чувства некрепки, воздушны, и вовсе не Яго становится их разрушителем. Дело в самих героях. Любовь за муки и сострадания оказывается слишком хрупкой. Отелло уже со дня свадьбы не доверяет своей возлюбленной, давлеют над ним собственнические инстинкты, которые он в себе так и не сможет победить. Уже с первого разговора, когда Яго тонкими намеками пытается очернить Дездемону, ненависть туманит разум героя. В гневе мавр страшен, теряется рассудительность опытного полководца, стойкость, мужество, пропадает цель жизни. Дездемона пытается образумить любимого, но она слаба. Во всех ее движениях и его жестах чувствуется любовь к мужу, но что с ним делать, когда он в гневе, она не знает. В отчаянии от собственного бессилия она поет, и тут словно бы третий мир открывается перед нами — мир Шекспира, очищенный от скорлупы, так как песня — на английском языке, робкая, неуверенная дрожащая. В этой песне — сама главная героиня, ее нежный, но так и нераспустившийся мир, которому не дано уже повзрослеть.

В тексте спектакля, кстати, мало отступлений от текста канонического, хотя Владимир Золотарь и сказал, что готов был сокращать и сокращать пьесу. Главные герои в постановке, так же как и в пьесе, погибают. Становятся жертвами недоверия друг к другу, какое необходимо, чтобы выжить в суровом мире чиновников и военных, где нет места поэзии, где уставы и законы составляют основу жизни и главенствуют над умами простых обывателей. Где девушка легкого поведения, влюбленная в Кассио, Бьянка (Галина Ксеневич) — неотъемлемая часть этого мира. Где на фоне войны, отзвуки которой изредка доносятся в мир главных героев, царят разврат, пьянство и чинопоклонение. Спектакль будет интересен зрителям, он современен. И проблемы, поднимающиеся в нем, — вечные. Ведь наша русская семья, так же как и семья Отелло и Дездемоны, находится под угрозой, и нож уже занесен.

НА СНИМКЕ: сцена из спектакля. Дездемона — Е. Кривецкая, Отелло — С. Дряхлов.