Как восприняли появление в городе всемирно известного фастфуда бизнесмены и рядовые омичи? Почему областное правительство всячески оказывало поддержку новому игроку и мощному конкуренту на рынке общественного питания Омска?
Несмотря на то что «Макдоналдс» не проводил активной рекламной кампании накануне открытия ресторана в ТК «Мега», появление первого омского «Макдака» 28 октября вызвало сильнейший ажиотаж среди жителей города. Отчасти событие можно было сравнить с открытием первого российского «Макдоналдса» 31 января 1990 года в Москве. В тот день ресторан на Пушкинской площади обслужил 30 тысяч посетителей. В Омске, конечно, народу было поменьше, но все последующие дни после открытия в «Меге» очередь к «свободной кассе» то и дело растягивалась на всю центральную аллею торгового центра. И это учитывая, что скромный ланч на двоих с картошкой фри, бургером и колой от «Макдоналдса» обойдется в 400 рублей.
Напомним, еще в конце прошлого года перспективы «Макдоналдса» в Омске были весьма туманны. В декабре 2013 года Вадим Меренков, который тогда занимал пост министра имущественных отношений Омской области, заявил, что никаких переговоров с представителями этой сети не ведется ввиду отсутствия интереса у инвестора. Сейчас судьба омского «Макдака» Меренкова интересует меньше всего, поскольку сам он находится в федеральном розыске за махинации с землей. Тем временем «Макдоналдс» продолжает наступление. В ближайшее время в Омске появится еще четыре заведения: в ТК «Фестиваль», у СКК имени Виктора Блинова, в сквере напротив Омского государственного университета путей сообщения и возле ДК «Химик».
Интересно, что «Макдоналдс» в Омске открылся вопреки масштабным проверкам, которые Роспотребнадзор буквально обрушил на эти рестораны быстрого питания по всей стране. На волне всплеска патриотизма и антиамериканских настроений Всероссийский центр изучения общественного мнения в октябре 2014 года провел опрос в 130 населенных пунктах 42 регионов России. Результаты опроса показали, что 49% россиян считают, что рестораны «Макдоналдс» необходимо закрыть, но 33% опрошенных не поддерживают эту идею. Примерно такое же соотношение мнений наблюдается и среди жителей Омска.
Среди самых ярых противников появления новой сети фастфуда в Омске оказалась местная ячейка ЛДПР. Накануне открытия «Макдоналдса» либерально-демократические активисты устраивали В» центре города пикеты против «опасной для здоровья» американской еды. А владелец магазина «Сибирская охота» Алексей РЕМИЗОВИЧ и вовсе установил на своем здании огромный баннер с надписью «Здесь никогда не будет Макдоналдса» и перевернутым логотипом сети фастфуда. Тем самым бизнесмен выразил свое негативное отношение к быстрому питанию. Однако не все сводится к вредности пищи из «Макдоналдса». У омского бизнес-сообщества есть и другие причины для недовольства появлением этой сети на рынке общественного питания Омска. В своем комментарии «Вечернему Омску» их озвучил владелец пекарен-кондитерских «Провиант» Юрий ЧАЩИН:
Реакция на вхождение этой сети у омского бизнес-сообщества была неоднозначной. Прежде всего это касается предпринимателей, которые занимаются схожим по формату бизнесом. Понятно, что «Макдоналдс» — это мировой бренд и его экспансию в городах России остановить очень сложно. Для понимания: есть российский автопром и зарубежный. Здесь примерно такая же ситуация. «Макдоналдс» — сетевое предприятие с выверенными стандартами организации бизнеса и продуманной логистикой. Естественно, местным предприятиям наличие такого конкурента, мягко говоря, не-ВЫГОДНО. Кроме ТОГО, предпринимательское сообщество было несколько удивлено, что вхождение этого бренда не только поддерживалось, но и лоббировалось нашим областным правительством. Активно искались площадки, и вообще «Макдоналдсу» в Омске был дан зеленый свет. Но часть омских предпринимателей восприняла «Макдоналдс» как тренд, как неизбежность.
Кто в правительстве Омской области был заинтересован появлением «Макдоналдса», видимо, останется загадкой. Но живой интерес омичей к знаменитым булочкам с кунжутом никто не отменял: Поэтому всяким «КРС», «Бургер кингам», «Курочкам рядом» теперь неизбежно придется делиться выручкой с открывшимся в Омске «Макдоналдсом».