Говорливые и смуглые, женщины, мужчины и дети, все они, независимо от возраста, — беженцы со стажем, и остаются этакими перекати-поле на долгие годы. Они считают и называют себя беженцами, но путешествуют по стране, нигде не оседая надолго. Страсть к такого рода бытию у них в крови, как и у цыган. Хотя в, коротком интервью улыбчивые женщины утверждали, что они арабы, переселившиеся в СССР во времена существования Союза. Много иноземных гостей прибывает ежегодно на сибирскую землю, есть среди них и те, что едут к нам не от жажды кочевой жизни, а из-за вынуждающих к такого рода переезду обстоятельств. Это вынужденные переселенцы.
С момента распада Союза на территорию Омской области прибыло более ста пятидесяти тысяч переселенцев. Официальный статус за это время получили тридцать тысяч. Эти тридцать тысяч смогли доказать, что подвергались преследованиям и бросали насиженные места, чтобы спасти жизнь, свою и своих детей. Пальма первенства среди государств, «поставляющих» нам переселенцев, принадлежит Казахстану (примерно70%), затем идут Киргизия, Украина, Узбекистан, Таджикистан. Унесенные ветром межнациональных распрей, самых разных, в том числе и экономических проблем, люди возвращаются в Россию с надеждой на внимание и заботу.
Иное дело -герои нашего фоторепортажа. Они никуда не обращаются, не имеют прописки, и не загадывают на завтрашний день. Их жизнь-сегодня. Остановка «Завод им. Баранова», район Казачьего рынка, магазин «Голубой огонек» — повсюду чумазые малые дети и их смуглокожие мамы, устроившиеся прямо на холодной земле. «Подай, милая», «На хлеб, подай, красивый» — на одной ноте распевают они, обращаясь к спешащим мимо прохожим. Кто-то дает мелочь, а кто-то уже привык к этим людям, как к деревьям и неизбежным приметам осени…