Электронная коммерция: движение есть, прогресса нет

К электронной коммерции в нашем городе относятся как к незваной гостье. Вроде бы и рады ее появлению, а с другой стороны, не знают, куда спать уложить. Все без остановки говорят о перспективах, о том, что ЭК нужно развивать, но реальных действий пока не видно.

Впрочем, в последнее время свет в конце тоннеля все-таки замаячил — интернет-магазин www.korzina.ru и интернет-галерея www.globis.kbit.ru начали свою работу, став, по сути, первыми омскими реально работающими ресурсами, да к тому же использующими самые современные системы расчетов.

Благими намерениями…

На прошлой неделе наш город встречал мероприятие под названием «Дни информатизации — 2001». Общую тематику организаторы, в качестве которых выступили управление потребительского рынка и услуг администрации Омска, управление промышленной политики и развития предпринимательства администрации Омска, агентство развития социально-информационных технологий, газета «Компьютерра-Омск», определили как «региональный бизнес в эпоху Интернет-технологий».

Как оказалось позже, такая расплывчатая формулировка была выбрана не случайно. Семинар с интригующим, а если немного подумать, абсолютно бессмысленным названием «Управление бизнесом в начале электронного века: развитие или смерть?» имел место быть в зале заседаний администрации города, И поначалу все происходящее внушало надежды на то, что на этот раз участники не ограничатся традиционным словоблудием, с которым, увы, приходится сталкиваться каждый раз, когда речь заходит о том, чтобы донести понятие «информационных технологий в бизнесе» до «широкого круга предпринимателей».

Участников, которых набралось гораздо больше сотни (если считать «представителей вузов», то бишь студентов), тепло поприветствовал заместитель главы администрации Омска Павел САТОНКИН. Затем выступил кто-то из организаторов, припомнил проходивший с полгода назад «Практикум электронной коммерции Intel» и выразил надежду на то, что «сегодняшнее наше общение принесет больше пользы». Даже так.

Те из присутствовавших, которые не могут спокойно слышать словосочетание «электронная коммерция», оживились и приготовились слушать докладчиков. Тем сильнее оказалось разочарование. Тема первого доклада «Место и роль властных структур в развитии электронного бизнеса в Омском регионе» настраивала на продолжение извечной дискуссии о степени вмешательства власти в e-commerce.

На деле же слушатели получали набор шаблонов средней степени тяжести. О том, что XX1 век — это век информации, а очень много информации есть в Интернете. О том, что хотя в Омске пока только четыре реально работающих проекта (но не тех, которые называл докладчик), но перспективы очень радужные, о том, что администрация идет в ногу со временем и уделяет внимание современным технологиям, но проблем еще очень много и так далее. Обо всем этом, на мой взгляд, говорить уже не нужно. Даже для затравки.

Следующий доклад также не прибавил ничего не только тем, кто хоть как-то разбирается в ЭК, но и представителям «широкого круга предпринимателей». Приглашенный народ несколько оживился лишь тогда, когда «на сцене» появился представитель АО «Коммед» с проектором. Наконец-то хоть что-то конкретное. И хотя воспринимать информацию, подаваемую несколько неудачно, было тяжеловато, определенная польза была. Тот, кто очень хотел понять, что такое электронная коммерция, наверняка смог это сделать.

И вот тут-то наступил провал. Самым логичным после теоретических выкладок «Коммеда» выглядел бы переход к демонстрации реально работающего И-проекта. Погуляли бы по интернет-магазину, поговорили бы о логистике, о проблемах, связанных с расчетами, заказали бы чего-нибудь… Глядишь, кто-нибудь и заинтересовался бы. Вместо этого следующие сорок минут слушателей кормили рекламой «1С: Предприятия». Директор фирмы «Процессор» г-н РАДИЩЕВ настойчиво убеждал собравшихся, что «автоматизация предприятий — это основа конкурентной борьбы в новых условиях». Все было очень убедительно и хорошо.

Вот только незачем. Все и так знают, что автоматизация нужна и важна, королевой автоматизации бухучета является 1C, а королем омских дистрибьюторов фирма «Процессор». Утомленные духотой и невнятностью докладчиков, которых к тому же было плоховато слышно, участники семинара вяло переговаривались, изучали раздаточные материалы, читали «КВ» и «Компьютерру». И очень многих, в том числе и вашего покорного слугу, организаторы после перерыва не дождались.

Возможно, что беседы за «круглым столом» проходили оживленней и с большим толком. Но лично меня заявленная тематика дискуссии не вдохновила. «Создает ли Интернет новые ниши для бизнеса? Омская оценка». Можно подумать, что Омск — это другая планета. В Лондоне создает, в Москве создает, в Новосибирске создает, а в Омске, «возможно, нет». Так что ли понимать? Вопрос нужно ставить не так. Что нужно сделать, чтобы уже сегодня, отбросив словесную шелуху про XXI век, создавать эти новые ниши — вот в чем проблема.

В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. В анкете, раздаваемой участникам семинара, меня особенно умилил последний вопрос: «Какие темы, по вашему мнению, в будущем необходимо осветить более подробно?». Варианты ответа: корпоративный web-дизайн, электронные платежные системы, электронный документооборот, интернет-магазин, безопасность информационных систем. Господи ты боже мой! Да ведь об этом и надо было говорить сегодня! Не нужно держать руководителей предприятий за маленьких детей, разжевывая всем известные истины. Нужно четко показать плюсы и минусы, выдать конкретные предложения. А отличия постиндустриального общества от общества индустриального им, как бы помягче выразиться, ни к чему.

Если местные сами не могут.

Несмотря на то, что прошедший семинар оказался не слишком интересным с точки зрения содержания и формы организации, сам факт его проведения кое-что значит. А именно; интерес к электронной коммерции все возрастает. Что в Омске можно подогнать под определение электронной коммерции? Конечно же, не системы В2В или В2Е, которые появятся еще не скоро, а обычные магазины для «кастомеров».

Осенью 2000 года «KB» уже обращались к теме виртуальных магазинов, задавшись вопросом, где и на каких условиях в Омске можно заказать что-нибудь, используя открывшиеся возможности Интернета. Отчет об этом мероприятии вы можете найти в № 41 от 19 октября 2000 года.

Тогда, в октябре, общая картина складывалась абсолютно безрадостная. Нигде, кроме как в электронном супермаркете «ОША», да и то на сумму не менее пятисот рублей, ничего «покушать в офис» заказать было нельзя. Как же сегодня обстоят дела в этом сегменте?

По большому счету, по-прежнему неважно: www.shop-osha.ru вновь предлагает своим клиентам вместо бутылки пива заказывать два ящика, а каких-то новых, собственно омских, реально работающих проектов не появилось. Старый знакомый www-megabyte.ru до сих пор продает DIMM 64 MB за $60, что кое о чем говорит, а www.maqislr.ru упрямо не хочет нормально загружаться даже на выделенной линии.

Но кое-что изменилось. Самое яркое событие — это открытие «омского филиала» одного из крупных В2С российских проектов — www.korzina.ru. Это один из популярнейших российских интернет-магазинов розничной торговли предметами регулярного потребления через Интернет. «Корзина» работает с реальными магазинами в нескольких крупных городах России, в том числе и в Омске. Таким образом, проблемы с доставкой товара отпадают. Вы просто выбираете раздел «Омск», вводите свой почтовый индекс, система определяет, из какого магазина быстрее доставить товар.

Выбор достаточно широк, хотя, конечно, и не настолько богат, как в ошовском магазине. В основном это продукты питания, оргтехника, сувениры. Но есть и сюрпризы, например, у «Корзины» есть договор с «УзДЭУ». То есть можно заказать себе машину через Интернет-магазин! Можно посмотреть ее технические характеристики, фотографии, заказать доставку… Не правда ли, это уже сродни экстремальному спорту?

Цены на товары не выше, чем в обычных магазинах. Удобный, классический интерфейс магазина поможет легко найти интересующий вас продукт, получить подробную (впрочем, не всегда) информацию о нем, составить визуальное представление. Время курьерской доставки — 1 час. Минимальная сумма заказа — 100 рублей, что, согласитесь, весьма удобно. Способ оплаты — либо наличными курьеру, либо через платежные системы VISA и Eurocard/Mastercard. Это уже немалый прогресс. Согласно информации на www.korzina.ru, платежи можно проводить через Альфа-Банк или Сибирское О.В.К.

В общем, мой вам совет — хотите получить представление о том, что такое интернет-магазин, заходите на www.korzina.ru, хотите подключить свой офф-лайн магазин к этой системе, заходите туда же. Да и тем, кто желает открыть собственный он-лайн бизнес, стоит взглянуть.

Искусству требуется Сеть.

Недавно омские ресурсы пополнились очень интересным проектом. Интернет-галерея Globis (www.globis.kbit.ru) стала первым полноценным коммерческим проектом омских художников. Не секрет, что художники заинтересованы не только в демонстрации, но и в продаже своих картин, и интернет-галерея призвана им в этом помочь. На этом сайте любители омской живописи смогут увидеть картины известных омских художников, таких как Сергей Александров, Георгий Кичигин, Николай Горбунов, Татьяна Бугаенко, Владимир Владимиров и некоторых других, познакомиться с их биографиями и приобрести картины для своей коллекции.

Дизайн — без вопросов. Сделано при непосредственном участии настоящих художников. Единственный минус — если у вас стоит Internet Explorer 4,0, то вы этой красоты, скорее всего, не дождетесь. Впрочем, на пятой версии все работает нормально. Сайт, с расчетом на заморских посетителей, выполнен в двуязычном варианте. Главный плюс такого подхода в мгновенном пересчете долларов в рубли.

Стоят хорошие картины омских художников дорого. До десятков тысяч долларов. Но многие из них того стоят. И лишним подтверждением тому становятся пометки «Продано» рядом с многими картинами. Так что тем, кто стремится к прекрасному, стоит поспешить с визитом на www.globis.kbit.ru.

Система расчетов для галереи Globis была разработана при технической поддержке филиала «Омский» ОАО «Альфа-Банк». Безопасно оплатить покупку теперь можно, используя пластиковые карты платежных систем Visa и Eurocard/Mastercard, что на сегодняшний день, безусловно, один из самых удобных способов оплаты.

Вообще проблема расчетов — это один из самых серьезных факторов, тормозящих развитие электронной коммерции. Но, к счастью, технологии, необходимые для безопасных и быстрых расчетов, уже сегодня приходят в Омск. А значит, дело сдвинулось с мертвой точки.