НЕБОСКРЕБЫ НА ОБОЧИНЕ

НЕБОСКРЕБЫ НА ОБОЧИНЕ

Где можно строить коттеджи? Будет ли в Омске крематорий? Появятся ли в городе небоскребы? Что считать элитным жильем? Как быть с частным сектором? Эти и другие вопросы были заданы главному архитектору Омска Альберту Каримову журналистами и риэлтерами на специальном семинаре "Перспективы строительства и развития Омска", организованном Омской академией оценки и недвижимости

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОМСКА

Представляем вашему вниманию ряд актуальных тем, затронутых участниками семинара.

КО ДНЮ ГОРОДА

В преддверии праздника полным ходом идут работы по окончанию реконструкции здания бывшего кинотеатра «Художественный» под органный зал. По словам главного архитектора, специалисты управления архитектуры и градостроительства бывают там по три раза в день.

Объект, как известно, не только ответственный, но и многострадальный. Когда начинали реконструкцию, никто и не подозревал, что здание находится в таком плачевном состоянии: ослабленный фундамент, прогнившие перекрытия. Ошибки при самом строительстве и безжалостное время сделали свое дело. Ситуацию еще более ухудшили ремонтно-строительные работы, проводившиеся в 50-х годах — появилась угроза обвала главной стены фасада.

По сути, пришлось заменить все внутренности, не говоря уже об усилении фасада и замене всей кровли. Одним словом, как признался Альберт Каримов, наверное, проще было бы два-три новых здания построить, чем переделывать это. Недаром еще в начале 90-х перенос органа в дореволюционный кинотеатр многим показался чем-то нереальным.

БОЛЬШАЯ ДЕРЕВНЯ

Судя по всему, наш город ожидают глобальные изменения. Омские градостроители намерены отказаться от высотной жилой застройки. И пресловутое выражение «одноэтажная Америка» станет явью и для нас. Высотная застройка домами в 9, 10,12 этажей сохранится там, где она уже ведется, например, по улице Жукова, по проспекту Комарова и в ряде других начатых комплексов. В остальном же, по мере роста благосостояния, омичи станут ближе к земле. Конечно, не стоит думать, что нас всех выселят в коттеджи. Концепция малоэтажного строительства предусматривает три основных типа застройки: кварталы пятиэтажных домов, коттеджи и блокированные двухэтажные дома (так называемые «таун-хаузы»).

На данный момент в генеральном плане уже выделены площадки под индивидуальную застройку. Официально размещать свои хоромы можно по улице Волгоградской, Завертяева, Малиновского, в микрорайоне №13 по Садовой улице, на специально выделенной территории СибНИИСХоза, в одном из микрорайонов Московки, по улицам Труда, Березовой, Поворотникова. То же самое касается обширных кварталов частного сектора — градостроители снимают со многих из них ярлык сноса. Они полагают, что на этих территориях в скором времени начнется активное формирование коттеджной застройки. В частности, территория с 4-й по 33-ю Северную, пойменая часть Оми с ее частным сектором и ряд других центральных районов отданы под индивидуальное строительство. Одним словом, глумливое выражение омичей об Омске как большой деревне закрепляется градостроительно.

Одно непонятно. Найдется ли столько средств, чтобы застроить коттеджами огромные территории, и желающих горожан, способных вынести все согласования индивидуального строительства, и тем более желающих жить почти в центре города, с его суетой и отвратительной экологией. К тому же, часть застройщиков со стороны центра и Амурского поселка окажутся под боком многоэтажного строительства. Дальше — больше. Судя по всему, градостроители не рассчитывают на значительный экономический рост Омска. Ведь рано или поздно в город придут транснациональные корпорации, национальные компании, вырастет местный бизнес. По логике вещей они захотят встать поближе к друг другу, причем в центре города — это повышает деловую активность и оптимизирует контакты. И встать не только на Левом берегу, куда должен вроде как переместиться центр Омска. На что они упрутся? На особняк «конкретного пацана Вована» с соседом его — нищим пенсионером дедом Васей? Как бы не получилось, что будущие небоскребы слишком одинокими свечками засветятся в разных частях города, как бы притулятся на обочине.

Кстати, управление архитектуры по своему бюрократическому обыкновению намерено контролировать архитектурный облик частичной застройки. Однако то, как проводится такой контроль сейчас, мы можем наблюдать на коттеджах по Северным улицам. А если учесть, что управление прямо говорит еще о контроле за рекламой, и оформлением коммерческих объектов… Сколько для контроля потребуется градостроительных чиновников, если в городе, помимо коттеджей, появляются куда более крупные и безобразные объекты, открыто критикуемые главным архитектором? Хотя по самому типу индивидуальной застройки главное управление архитектуры выдвигает очень перспективную идею пресловутых «таун-хаузов». Это что-то среднее между коттеджем и квартирой: блокированные двухэтажные дома, в которых комнаты размещаются по вертикали и есть свой приусадебный участок. У каждой «квартиры» свой отдельный подъезд и свой чердак, только боковые стены общие. Этот тип застройки мы часто наблюдаем в западных кинофильмах. Приблизительный опыт в Омске уже есть — комплекс по улице Поворотникова старом Кировске.

ОТ «БИЗНЕС-ЦЕНТРА» ДО КРЕМАТОРИЯ

Город по-прежнему остро нуждается в нескольких принципиальных общественно значимых объектах. В частности, это касается небезызвестного завода по переработке мусора, вокруг которого в конце 80-х — начале 90-х развернулось столько споров. Завод будет. На данный момент рассматривается несколько площадок, в том числе в Старом Кировске. Сейчас идут поиски инвесторов, даже пытаются привлечь к строительству завода западных партнеров, потому как переработка мусора -дело весьма выгодное.

То же самое касается и крематория. Правда, здесь споры разгораются сугубо этические, связанные с традициями православия и других основных конфессий региона. Тем не менее кремация — дело индивидуальное, и под крематорий уже подобраны варианты площадок в пригороде: при въезде на Красноярский тракт у газораспределительной станции, и по Русскополянскому тракту у кладбища.

ЭХ, ДОРОГИ…

Не открою Америки, если скажу, что в Омске дорог нет, в смысле удобоваримой транспортной схемы, а те дороги, что есть — узки и непроходимы. Схема была заложена еще в 18 -19 веках. А в XX веке Омск не стал плацдармом для формирования социалистического города, с его широкими магистралями, как это произошло в Новосибирске или Свердловске. Таким образом, по словам Альберта Каримова, нам досталось наследство, которое невозможно расширить, потому нам так необходимо метро. В необходимости метро, независимо от свойств транспортной схемы, само собою, никто не сомневается. Но автомобили по метро не ездят. На что есть еще одно едкое замечание омичей насчет того, что в Омске всего несколько дорог: по Маркса, Хмельницкого, Мира, Красный Путь, частично Жукова, а между ними грязные, тупиковые переулки. Да, метромост разгрузит пару центральных магистралей. Недорог, внятно и недвусмысленно завязанных между собою в единую сеть, в городе не будет по-прежнему. Так и будем толкаться на нескольких магистралях…

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ! И ГАРАЖА ЕГО!..

Количество автомобилей в Омске растет в геометрической прогрессии. И это количество металла на колесах надо куда-то ставить. Архитектурное управление ратует за строительство многоэтажных гаражей и стоянок. Выбор-то действительно не велик: или мы будем плодить металлические и железобетонные гробы в собственных дворах, подокнами, или загоним машины в специально оснащенный гаражный комплекс. Однако очевидные вещи по-прежнему неочевидны для наших санитарных, пожарных и экологических ведомств. Проблемы, решаемые технически (системы очистки воздуха, противопожарная система и прочие), они решают географически — разрешая гаражи только там, где они никому не нужны. Про подземные гаражи и речи не ведется.

Хотя проблема автомобилизации на этом не заканчивается…