Человек существует в двух ипостасях: в естественной природе и среде обитания, искусственно созданной исходя из его потребностей. Однако для нормального существования ему необходимо не просто «пространство жизни», складывающееся из того, что «дано Богом» и что создает он сам. Среда должна быть гармоничной, сомасштабной человеку, и сформировать ее — главная задача архитекторов и градостроителей. Недаром классик зодчества Ле Корбюзье утверждал, что архитектура — это здоровье народа.
Увы, глядя на многие жилые массивы Омска, нельзя не усомниться в качестве созданного (почти за три сотни лет) жизненного пространства. Ну разве можно сравнить наши «спальные» микрорайоны, эти «склады готовой продукции домостроительных комбинатов», с радостными, комфортными, например, кварталами в городах Германии или Франции? Главный архитектор города А. Каримов убежден, что обеспечить право граждан на полноценную среду обитания можно, лишь реализуя три основных принципа: первичность градостроительного подхода в развитии территорий, возрождение традиций ансамблевости, художественности, исконно присущих русскому зодчеству, и градостроительное планирование с учетом новых социально-экономических условий. Об этом и шла речь на встрече, организованной в преддверии 286-летия Омска в Главомскархитектуре при поддержке Академии оценки и недвижимости, в которой приняли участие не только архитекторы, но и риэлтеры, оценщики, специалисты ряда предприятий. Вопросов о том, как будет развиваться инфраструктура города, каким он станет через пять -десять лет, появятся ли на его карте новые микрорайоны, было много. Остановимся лишь на некоторых моментах.
Генплан — не догма
Конечно же, город будет расти и строиться. Но не стихийно, а на основе генплана. Того самого, который был принят более тридцати лет назад и который по-прежнему (возможно, еще на несколько десятков лет) останется «сценарием действий» для зодчих и строителей. А. Каримов в очередной раз попытался доказать, что «генплан не умер», что он не устарел. От этого документа нельзя отказаться хотя бы потому, что сложившийся транспортный каркас города уже не переделать. И, по большому счету, от него, как от печки, приходится танцевать и сегодня, планируя новые стройплощадки.
Однако генплан — не догма. Нормальное явление — его корректировка с учетом реальных социально-экономических условий, земельной политики, инвестиционной деятельности. Пересмотр градостроительной политики будет проводиться, по словам А. Каримова, с учетом ликвидации «зон сноса» (такого понятия в условиях рынка вообще не должно быть!), обеспечения регенерации старых жилых кварталов, изменения идеологии инженерного обеспечения (речь идет о появлении крышных и квартальных котельных, газификации жилого фонда и др.).
Что касается подготовки градостроительных документов, то закладываемая в них информация должна быть доступной и открытой, в первую очередь для заказчиков, инвесторов, от заинтересованности и активности которых зависит судьба многих крупномасштабных градостроительных акций. Кстати, в настоящее время создан атлас разработок по семи основным направлениям, названия которых говорят сами за себя — «Транспорт», «Ландшафт», «Промышленность», «Пригород», «Жилье»…
«Куплю квартиру на двадцатом этаже…»
Хронический дефицит жилья, который омичи, как и все россияне, переживают на протяжении многих десятилетий, приучил нас воспринимать каждый новый дом как достижение. Привыкнув к строительству «с конвейера», мы даже не задумывались о том, что дома могут отличаться не только порядковым номером и количеством этажей, но и метражом, гибкостью планировки, уровнем инженерного обеспечения… Казалось, панельные многоэтажки -это спасение, тот шанс, который позволит в ближайшем будущем воплотить «светлую мечту» об отдельной квартире для каждой семьи. Увы, типовые «свечки» не решили жилищной проблемы.
Какие же новые подходы к решению этого вопроса предлагаются теперь? А ничего нового, по мнению Альберта Каримова, выдумывать не нужно. Практически повсеместно в мире наметилась тенденция возврата к малоэтажному строительству (и прошлогодняя атака на американские небоскребы стала, увы, самым веским аргументом в его пользу). Более того, предлагается даже принять на уровне ООН декларацию, запрещающую высотное строительство. Небоскребы не предназначены для постоянного проживания, в них могут размещаться разве что гостиничные апартаменты или офисы. Так что, скорее всего, в Омске жилые дома выше двенадцати этажей строить не будут.
К слову, омичам, наверное, будет любопытно узнать, что, например, идеальной жилищной застройкой можно считать… наш городок Нефтяников, построенный в конце пятидесятых по проекту мастерской им братьев Весниных, — разумеется, с точки зрения планировочного решения, а не вопросов экологии. Подобные жилые образования есть в каждом крупном регионе. Считается, что это очень сомасштабная человеку квартальная застройка, где на один квартал пятиэтажек предусмотрен детский сад, на два — школа, улицы представляют озелененные бульвары, первые этажи домов заняты под магазины, предприятия сферы бытового обслуживания. При такой незатейливой «композиции» формируется уютный интерьер застройки, сохраняются и развиваются соседские связи.
Так что будущее — за малоэтажным (до пяти этажей) жилым строительством, ориентированным на собственника: автономные системы жизнеобеспечения, применение технологии гибкого каркаса, позволяющего безболезненно осуществлять перепланировку, адресное проектирование, и т.д. В будущем наиболее распространенным типом домов должны стать «таун-хаузы» -дома, где нет общей лестничной клетки и квартиры расположены по вертикали. Кстати, один такой дом в Омске уже есть. Но парадокс: на Западе такие «таун-хаузы» строят для бедных слоев населения, а у нас — для богатых! Тем не менее идея их очень привлекательна тем, что в таких домах нет «ничейного» пространства, вроде подвалов, чердаков или лестничных площадок.
Новые жилые микрорайоны в городе, конечно же, появятся, в первую очередь — на Левобережье. И это не только микрорайон «Кристалл» (бульвар Архитекторов — проспект Комарова), но и вторая очередь микрорайона N 11, реконструкция тринадцатого микрорайона, так называемого «Садового». Ожидается активное освоение территории под коттеджную застройку в районе улицы Волгоградской. Не останутся без внимания и жилые районы «первых поколений» — они будут «уплотняться».
«Точечное» строительство, конечно же, нужно «подогревать», реанимируя зарезервированные когда-то стройплощадки. Только так можно завершить формирование ансамблей, улиц, к примеру, Масленникова, 10 лет Октября, Маршала Жукова. Нельзя, как образно заметил А. Каримов, извлекать изюм из батона, оставляя не у дел непрестижные, малопривлекательные места застройки. Зашла на встрече речь и о судьбе многочисленных улиц Северных. Тут предполагается ликвидировать «зоны сноса», отдав площадки под индивидуальное строительство. Инвестор должен действовать просто и быстро: он предлагает владельцам «избушек» нормальные квартиры, а сам на месте развалюх строит симпатичный дом. Резонно? Вполне. Вот только как скоро мы сможем увидеть это на практике?..
Без старого нет нового
Понятно, что жилье — одно из приоритетных градостроительных направлений. Однако практика убеждает, что городу нужны новые общественные здания, бизнес-центры, современные спорткомплексы и развлекательные заведения. И перепрофилирование для этих целей уже существующих зданий не спасает положения. Объекты предпринимательской и коммерческой деятельности, культурно-спортивные сооружения строиться будут. Прежде всего, такая зона будет обустраиваться в районе супермаркета «Континент». Помимо крупного выставочного комплекса здесь появится современный спорткомплекс.
Кстати, сфера спорта в перспективных планах архитекторов и проектировщиков занимает немалую долю. Так, территория возле СКК им. Блинова, приглянувшаяся нескольким строительным фирмам, сохранит свою социальную функцию: здесь будут размещены детский спортклуб, небольшая гостиница для спортсменов, другие объекты для обслуживания профессионалов и любителей спорта. Ожидается реконструкция заброшенного спорт-комплекса «Спартак», в котором должен разместиться олимпийский центр подготовки мастеров художественной гимнастики. В мэрии принято решение о создании олимпийского комплекса на базе стадиона «Авангард», где будут растить чемпионов по теннису. Будет реконструирован и бассейн «Пингвин», по соседству с которым планируется возвести представительский комплекс с комфортабельной гостиницей.
Город не должен терять и старейшие здания, часть которых нещадно эксплуатировалась и уничтожалась все минувшие десятилетия. Омской старине намечается уделить в ближайшей перспективе особое внимание. Культурно-исторический комплекс «Омская крепость» был признан на одном из недавних заседаний градостроительного совета зоной особой застройки. Восстановлению и реконструкции подлежат десятки объектов не только на территории бывшей воинской части, но и старинные здания на улицах Ленина, К. Либкнехта, Гагарина, Партизанской…
Словом, Омску требуется дальнейшее развитие. Какими темпами оно будет происходить, конечно же, зависит в первую очередь от состояния его экономической, финансовой, предпринимательской составляющих, от наличия заинтересованных инвесторов, совершенства законодательной базы и продуманной земельной политики.