-На что мне безумцы? — сказала Алиса.
— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. -Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я.
П. Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране чудес».
В XXI веке уже перенасытились искусством и заметен переизбыток всего. Даже примитива и наива. Как отмечает английский исследователь Дэвид Маклеген, «если примитивизм -это миф, который как будто тревожит европейскую культуру извне, то искусство аутсайдеров — это что-то вроде образа примитива внутри нее».
Американцам, например, хочется чего-то такого, чтобы нервы дергались, чтобы «под ложечкой сосало» и «мурашки по спине бегали». Вот вам и пожалуйста — искусство сумасшедших, т. е. аутсайдеров.
Аутсайдер арт — специфическая форма изобразительного искусства (аутсайдер — кто-либо, не входящий или не допущенный в определенную общность, уклад или группу).
Художник-аутсайдер предстает в качестве «вещи в себе». Среди первых публикаций, заложивших основы понимания аутсайдеров, была книга Ганса Принухерна «Художество душевнобольных», опубликованная в 1922 году. Эта книга натолкнула французского художника Ж. Дюбюффе на идею создания целостной концепции антикультурного искусства.
Дюбюффе, посетив Швейцарию в 1945 году, открыл для себя коллекцию творчества душевнобольных — «нефигуральную живопись». Значение вклада Дюбюффе в том, что его подход, даже к «более чем нетрадиционному» искусству, — всегда чисто художественный. Он написал: «Настоящее искусство — там, где его никто не ожидает найти. Искусство ненавидит, когда его узнают и окликают по имени».
И вот вам пожалуйста: за последующие 40 лет искусство душевнобольных получило художественное признание. В 1971 году коллекция Дюбюффе была передана Швейцарии и обрела статус государственного музея, затем подобные музеи возникли в Англии, Бельгии, Голландии, США, а в 1996 году открылся Музей творчества аутсайдеров в Москве. В Омске подобная выставка состоялась в 1995 году.
В творчестве душевнобольных отмечаются «копания» в сексуальных темах, изображения человеческих внутренних органов в разрезах, гениталий, змей, черепов, видений. Им весьма не чужда и монументальность: аутсайдеры любят расписывать очень большие поверхности — стены домов и даже… горы (Англия, «Гора Бога»). В их произведениях присутствует «сознательная гадостность». извращенность и уродство. В то же время национальное нередко трогает их души. Были, например, попытки (и небезуспешные) иллюстрирования литературных произведений, например, романа Ф. М. Достоевского «Бесы».
Изобразительное искусство душевнобольных — это либо производное их болезни, либо творческая продукция, не отличимая от произведений «здоровых» художников. У больного человека наблюдаются изменения в сознании своего «я» и собственного отношения с миром. В основном это новые варианты трагического примитива. В грезоподобном, фантастическом психозе повороты сюжета — неожиданны, непредсказуемы. У душевнобольных много нестандартных идей.
Известный итальянский судебный психиатор Цезаре Ломброзо в книге «Гениальность и помешательство» заметил, что психика большинства людей, одаренных в области изобразительного искусства, находится где-то посередине между абсолютным здоровьем и абсолютной болезнью. В творчестве это поистине золотая середина.
В настоящий момент интерес к этому искусству возрос. На нем возник своего рода бизнес, в который вовлечены и художники, и психиатры, и юристы. Такое явление называется арттерапия. Создаются огромные фонды на базе психобольниц, работы таких художников-аутсайдеров продают, на этом многие спекулируют. Здесь все взаимосвязано: галереи, дилеры, авторы. Берегут «золотую жилу» неимоверно — ни к одному картинному фонду столичных психушек ни один искусствовед не подкрадется!
Подобного рода арт-терапия проводится и в тюрьмах. Существуют фонды поддержки тюрем с выходом на Интернет, своего рода «тюремная мафия», делающая деньги (и немалые) на искусстве заключенных. Не менее страшна и «инвалидная мафия», имеющая свой отработанный механизм торговли искусством инвалидов.
Искусство заключенных и инвалидов — прежде всего глушитель внутреннего напряжения. Они уходят в картины и как бы абстрагируются от своих бед. Впрочем, это относится и ко всем искренним художникам — «Если не можешь изменить мир — полюби его». Нужно, несмотря ни на что, развиваться внутри себя и любить мир таким, какой он есть. И любить себя. Все так просто.