ВОСПОМИНАНИЯ - СВЕТЛЫЙ ЖАНР

ВОСПОМИНАНИЯ — СВЕТЛЫЙ ЖАНР

В эфире ГТРК "Иртыш" - 200-й выпуск программы "Нехорошо забытое старое". Если честно, меня настораживают долговечные телевизионные проекты. Жизнь, стремительно меняясь, меняет и нас. А если и позволяет нам что-то оставить при себе неизменным, значит, в этом есть нечто настоящее, честное, искреннее

Автор «Нехорошо забытого старого» — главный режиссер ГТРК «Иртыш» Владимир ПОГОДАЕВ — человек легкий, светлый, умеющий жить и работать никого, так сказать, не напрягая. С Погодаевым интересно. У него на каждую задачу — масса вариантов, больших секретов для маленькой компании. Это Чемодан Чепухи, в котором — не сразу постигаемый смысл человеческого бытия. Когда я наблюдаю, как он снимает непонятные мне планы, оставляет место для пауз, достает из кармана кассету с дурацкой музыкой, а потом все это выстраивается в логически верный телевизионный ряд, мне становится ясным следующее: Погодаев приближается к пониманию смысла отражения мира, что есть суть и самого телевидения — отображение реальности и передача его на расстоянии.

«Нехорошо забытое старое» появилось в эфире ГТРК «Иртыш» в период смены руководства и больших редакционных перемен. Появилось, заявило о себе, заинтересовало уникальными архивными записями нашей студии. Руководство сказало: «Что ж, передача хорошая; пусть живет». А вот «из какого сора» выросло «Нехорошо забытое старое» — об этих подробностях расскажет сам Погодаев:

— Мне кажется, что любая телепередача строится на любви автора к тому, о чем он хочет рассказать зрителям. Будь то театр, спорт, село, производство. И чем больше эта любовь, тем интереснее программа. Такая уж это штука — телевидение, что ровно через 1 -2 минуты после начала телезритель может сказать, знает ли автор предмет, о котором рассказывает с экрана, или нет. И обмануть его — телезрителя — не удается никому. Поэтому я рассказываю и показываю в передаче то, что помню и люблю. И вдогонку по поводу «сора». Так уж устроен человек, что всегда идеализирует свое прошлое. Так было до нас, будет и после. Память наша избирательна. Поэтому из прошлого мы помним только хорошее. Танец «Шейк», фильмы «Человек-амфибия», «Кавказская пленница», вокально-инструментальные ансамбли «Поющие гитары», «Орэро», и т.д., а еще книги: «Триумфальная арка», «Мастер и Маргарита»… стоп. Прошу прощения, как всегда увлекся.

Чернякова (за кадром):

— У нас с Владимиром Дмитриевичем за плечами не одна совместная передача, где мы оба и соавторы, и сорежиссеры. Признаюсь, мы не во всем совпадаем, некоторые моменты в творческом процессе (не только телевизионном) понимаем по-разному. Но это хорошо. Это значит — есть куда идти. Что касается «Нехорошо забытого старого» — это абсолютно авторская передача Погодаева, где он весь перед зрителями. Вспоминаю слова выдающегося театрального педагога Аркадия Кац-мана: «… актер (если он серьезно относится к своему делу) в течение всей жизни рассказывает историю этой жизни». По-моему, Владимир Дмитриевич, это в полной мере относится и к вам. Пять с половиной лет на экране неспешно перелистываете страницы истории ретро-шпягеров, связывая их с воспоминаниями из личной жизни. За это вас наверняка записали в ретрограды. Не так ли? И вдогонку: как вы относитесь к переменам, к новым правилам, которые диктует жизнь, ощущаете ли в себе творческий потенциал принять другие правила игры?

Погодаев (в кадре):

— Когда несколько пет назад на сцене Омского академического театра драмы увидел спектакль по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы», невольно подумал: какой современный и живой спектакль! А ведь его постановщику, известному режиссеру Аркадию Фридриховичу Кацу, было в то время уже за 70! И когда я слышу фразу, что сегодняшнее время — это время молодых, всегда говорю: да, молодых. Но талантливых молодых! Но что интересно. Чаще всего эту фразу кричат молодые люди очень средних способностей. Талантливым кричать некогда. Они просто хорошо делают свое дело. Независимо от возраста.

Чернякова:

— Однажды услышала от вас поражающую своей дерзостью фразу: «Долго думать вредно. Снимать надо на раз-два-три!» Подозреваю, что именно в этом один из секретов вашего мастерства, и все же требую объяснения!

Погодаев:

— Величайший режиссер прошлого века (страшно подумать, ведь это 50-е годы!) Николай Павлович Акимов как-то сказал: «Комедия не рождается в муках. Она рождается в легком импровизационном стиле». Мне кажется, это относится не только к спектаклю, но и вообще к любому виду творчества. А если говорить о телевидении, то, когда на съемочной площадке и в монтажной аппаратной царит атмосфера радости от процесса съемки или монтажа, это невольно передается не только всей съемочной группе, но и, самое главное, телезрителю. А муки творчества надо оставлять дома и никогда никому их не показывать. Снимать надо на раз-два-три.

Чернякова:

— Да, кстати, сколько лет вы работаете в ГТРК «Иртыш»? Знаю, у каждого из нас свои отношения с этой студией. А у вас какие?

Погодаев;

— Не скрою, что за без малого девятнадцать лет работы были и заманчивые предложения от других каналов, и даже соблазнительное предложение попробоваться в Москве. Но вспоминаю «Маленького Принца»… и мне кажется, что ГТРК «Иртыш» — это моя часть планеты. Здесь я начинал, здесь в меня поверили, здесь я стал тем, кем я стал, — если говорить об отношении. Вы знаете, сейчас много говорят о национальной идее. Так вот, мне кажется, что большая национальная идея состоит из множества маленьких. Для меня это доброе отношение к людям, с которыми ты работаешь, к коллективу в целом и в конечном счете к телерадиокомпании. Может быть, сегодня все гораздо легче и проще, и то, что я говорю, называют ретроградством. Хотя в наше время это называлось патриотизмом.