ОМСКИЙ ВПК ИНТЕРЕСУЕТ МНОГИЕ РАЗВЕДКИ МИРА

ОМСКИЙ ВПК ИНТЕРЕСУЕТ МНОГИЕ РАЗВЕДКИ МИРА

Расим Герфанов, начальник управления ФСБ по Омской области

6 февраля 2002 года назначен начальником Управления ФСБ РФ по Омской области.

Расим Масалимович родился 14 декабря 1951 года в городе Давлеканове Башкирской АССР. После школы поступил в Уфимский авиационный институт на факультет авиационных двигателей. По распределению попал в опытное КБ «Союз» Уфимского моторостроительного завода, работал инженером-конструктором. В 1979 году был зачислен на службу в органы госбезопасности. Окончил Высшие курсы КГБ в Минске, потом Высшую школу КГБ в Москве. Начав с должности оперуполномоченного, прошел все карьерные ступеньки, должность перед отъездом в Омск — заместитель начальника ФСБ РФ по Республике Башкортостан.

Женат, есть дочь и сын.

На страже национальных интересов всегда незримо стояла Федеральная служба безопасности, которая, в силу своей специфики, не слишком афиширует собственную деятельность. Однако недавно назначенный на должность начальника УФСБ по Омской области Расим ГИРФАНОВ все же поделился с «KB» некоторыми несекретными подробностями работы омских чекистов.

— Какие особенности, на ваш взгляд, существуют в работе службы безопасности в Омской области?

— Каждый регион по-своему уникален и самобытен -это живой организм, который меняется с течением времени под воздействием и внешних, и внутренних факторов. Не зная истории развития региона, трудно ориентироваться в сегодняшних процессах, это в полной мере относится и к Омской области. Исторически так сложилось, что на территории Сибири контрразведывательным мерам уделялось особое внимание. Это было вызвано тем, что по разного рода причинам въезд иностранцам в Сибирь ограничивался неоднократно. Такие запреты имели место еще в XVI, XVII и XVIII веках.

А в Омске в советское время сосредоточилось несколько режимных предприятий, поэтому город на десятилетия стал закрытым для посещения иностранцами. Этот статус был снят с Омска только в 1991 году — по историческим меркам совсем недавно. Естественно, после этого иностранные спецслужбы стали действовать здесь более активно, осуществляя сбор информации, в том числе секретной, об экономической и социально-политической обстановке в регионе. Сегодня иностранный разведчик в Омске — далеко не редкость. Только за последние три года сотрудниками управления проводились различные мероприятия в отношении более 100 кадровых разведчиков иностранных государств.

Иностранные спецслужбы стараются добывать информацию с наименьшими затратами для своих стран, путем легальной разведки: в ходе официальных встреч и бесед зарубежных представителей с лидерами различных партий, движений, сотрудниками органов власти, руководителями предприятий и организаций. При этом используются различные благовидные предлоги — возможное заключение контрактов, сотрудничество в гуманитарной и культурной сфере.

— Кроме того, после длительного периода изоляции и удаленности от зарубежного мира Омская область после распада СССР в одночасье стала приграничной. Это существенно повлияло на ситуацию в регионе, появились широкие — более 1000 км — и до сих пор недостаточно охраняемые ворота практически для всего азиатского мира, где обстановка очень неспокойная. В последние два года резко возросло количество нелегальных мигрантов из Шри-Ланки, Таджикистана, следующих транзитом через Казахстан. Большая их часть пытается попасть в страны Западной Европы, остальные «растворяются» на территории России. Мы располагаем данными о нахождении в Киргизии сотен ланкийцев, ожидающих отправки в Европу.

Процессы эти небезобидные. Функционирование устойчивых каналов нелегальной миграции несет. в себе угрозу терроризма. Этими путями возможно проникновение в Россию эмиссаров экстремистских исламских организаций, а также лиц, завербованных для пополнения незаконных вооруженных формирований в Чечне. На данный момент в производстве управления находятся 4 уголовных дела в отношении участников международных группировок, занимавшихся незаконной деятельностью по переправке людей через границу.

Прозрачностью наших внешних рубежей широко пользуются контрабандисты всех мастей, в том числе дельцы от наркобизнеса, Последнее особо пагубно отражается на жизни и здоровье омичей. Растет число наркозависимых людей. По официальной статистике, за последние десять лет в Омской области оно возросло почти в тридцать раз, реальные же цифры в пять-десять раз больше. У нас есть данные, что сегодня спрос на наркотики в Омске достигает двух килограммов героина в сутки. Цифры шокирующие. Это проблема всего общества. Только правоохранительными мерами ее не решить.

— Что изменилось в работе контрразведки за последние 15 лет?

— Мы пережили многочисленные переименования, смены руководителей, которые далеко не всегда шли на пользу делу. В ходе этой ломки структура лишилась части опытных профессионалов, которые еще могли бы послужить Родине и передать свои знания молодым. Утраченный контрразведывательный потенциал сразу не восстановишь, на это нужно время.

С другой стороны, в последние годы произошло существенное продвижение вперед: предпринят ряд позитивных шагов по урегулированию нашей деятельности в правовом поле, проводится политика разумной гласности и открытости. Время диктует новые направления в работе, такие, к примеру, как выявление и пресечение преступлений в информационной сфере. Интернет сегодня — дополнительный канал получения разведданных. Растет общее количество правонарушений в сфере компьютерной информации. Только за последнее время управлением в процессуальном и административном порядке пресечена деятельность нескольких омичей, занимавшихся взломом сетей государственных и частных компаний.

Новые наши реалии — это объединение усилий со спецслужбами других стран в борьбе с терроризмом, наркомафией, оргпреступностью. Омским управлением накоплен положительный опыт работы со спецслужбами Германии, Белоруссии, сопредельных государств Средней Азии, в первую очередь Казахстана. В мае в Барнауле прошло очередное совещание с казахстанскими коллегами по вопросам борьбы с терроризмом, наркобизнесом, контрабандой, нелегальной миграцией. Личные контакты помогают на практике отрабатывать различные формы сотрудничества, искать новые.

— Есть ли какие-то достижения у омских контрразведчиков за последние годы?

— Наша работа не публичная. Если противник действует тайно, мы обязаны отвечать тем же. Поэтому значительная часть работы, касающейся контрразведывательного направления, остается за завесой необходимой секретности. Могу только сказать, что гордиться омским чекистам есть чем, имеются конкретные результаты в противодействии тайным операциям и разведакциям иностранных спецслужб.

Так, за последние пять лет по материалам омского УФСБ выдворено с территории России восемь кадровых сотрудников иностранных разведок. Шестеро из них, действовавшие под дипломатическим прикрытием, были задержаны с поличным во время получения секретных материалов и изделий. Поверьте на слово, за этими скупыми фразами кроются высокопрофессионально проведенные контр разведывательные операции весьма значимые для России.

Захват с поличным разведчика — дело очень непростое, такие разработки ведутся, как правило, не один год при соблюдении строжайшей конспирации. Вклад омских чекистов высоко оценен, участники проведенных операций удостоены правительственных наград.

— Есть ли опасность терроризма в Омской области?

— Скажу откровенно, что стопроцентной гарантии от этой беды дать не может никто. И наша область, несмотря на удаленность от очагов терроризма, не застрахована от терактов, как и любой другой регион России. Поэтому структуры, отвечающие за противодиверсионную безопасность объектов промышленности и социальной сферы, обязаны делать все возможное в этом направлении. Контроль за исполнением этих требований, профилактическая работа наряду с оперативно-розыскной по выявлению каналов незаконного оборота оружия и взрывчатки, изготовителей самодельных взрывных устройств — зона нашего особого и повседневного внимания. Огромные усилия направлены на то, чтобы не допустить, предотвратить возможное преступление. Если случится беда, поиск, арест и наказание виновных будут слабым утешением для пострадавших.

— Отслеживает ли ФСБ возможные ростки национальных и религиозных конфликтов?

— Говорить о каком-то целенаправленном контроле со стороны органов безопасности за деятельностью организаций и объединений по национальному или религиозному признаку неправомерно. Но, несомненно, мы обязаны иметь информацию о процессах, происходящих в этих сферах, чтобы не допустить совершения преступлений, борьба с которыми входит в нашу компетенцию.

Нередко под религиозными лозунгами или призывами борьбы за национальную независимость совершаются тяжкие преступления, в том числе террористические акты. Яркими примерами служат Чечня, палестино-израильский конфликт. В нашем регионе острых межнациональных конфликтов не наблюдается, обстановка в духовной сфере в основном стабильная. Несмотря на попытки некоторых представителей реакционных мусульманских режимов привнести в омские общины идеологию фундаментализма, разжечь внутриконфессиональные и межнациональные противоречия, политизировать ислам.

С начала 90-х годов в Омской области, как и по всей России, отмечен рост числа представительств зарубежных религиозных организаций. В том числе деструктивных. Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что деятельность многих из них формирует у части населения чуждые россиянам нравственные ценности, наносит ущерб психическому здоровью людей, а также служит прикрытием для зарубежных спецслужб.

— Насколько большой интерес проявляют к Омской области спецслужбы других стран?

— Крупный военно-промышленный комплекс, высокий научно-технический потенциал нашего региона — это объекты устремлений многих разведок мира. Секреты здесь были, есть и останутся, причем весьма значимые для страны в целом. Защита секретов в последние годы приобрела для нас особую значимость, поскольку за период реформ в этой области была серьезно разрушена система контрразведывательных мер. С одной стороны, появляются новые угрозы для безопасности сведений, не подлежащих разглашению, с другой, сложившиеся режимы защиты перестают срабатывать должным образом.

К примеру, повышенный интерес у иностранных спецслужб вызывают международные выставки вооружений и военной техники, которые неоднократно проводились в Омске. Во время проведения выставок здесь одновременно находились десятки кадровых разведчиков. Кроме того, у них широкий круг помощников: дипломаты, бизнесмены, туристы, журналисты. Казалось бы, сфера их интересов лежит далеко в стороне от той, которую призваны контролировать мы. Но на практике кое-кто из этих «мирных» гостей в ходе официального и неофициального общения выяснял вопросы, прямо совпадающие с известными контрразведке задачами спецслужб.

Однако, оберегая наши секреты от разведустремлений зарубежных спецслужб, мы в то же время нацелены на содействие развитию внешнеэкономических связей, в том числе с помощью привлечения иностранных инвесторов.

Мы имеем возможность получать данные о надежности зарубежных партнеров и информируем властные структуры и руководителей предприятий.