30 лет назад на улице Масленникова радушно распахнул свои двери для омичей Дом Мод. Все это время главным направлением работы, наряду с предоставлением разнообразных бытовых услуг остается пошив элитной одежды, и прежде всего мужского делового костюма. В 70-е и 80-е годы Омский Дом Мод был одним из признанных лидеров в сфере советской моды. Модели и коллекции, созданные его мастерами, регулярно демонстрировались на глянцевых страницах «Журнала Мод» и «Мода стран социализма», выставлялись на ВДНХ — главной витрине достижений Советского Союза. Мода всегда имела и имеет свои столицы. Тогда, во многом благодаря своему Дому Мод, наш город вместе с Москвой, Ленинградом, Ригой, Таллином считался модным городом страны, а омичи имели всесоюзную репутацию людей, которые любят и умеют красиво одеваться.
Мы беседуем с директором Омского Дома Мод Николаем Ноэльевичем СЕНИНЫМ, который свято убеждён, что «вкус бывает только у портных», — и изучает традиции и современное состояние европейской моды.
— Николай Ноэльевич, как объяснить то, что сегодня Омский Дом Мод ориентируется на французскую и итальянскую школу кроя? Вы не верите в наших портных?
— Качество работы, уровень исполнения ведущих мастеров Омского Дома Мод соответствует европейским стандартам. Это профессионалы высшей пробы. У них потрясающее чувство стиля и элегантности. Класс нашей отечественной портновской школы признают, уважают и за рубежом. Портной — это штучный специалист, это творчество в полной мере. Этому не научишь, если, как говорится, нет божьей искры. А учиться этому надо всю жизнь. В этом деле филигранное мастерство приходит только в результате длительной, кропотливой работы. Здесь не может быть случайного взлета. Талантливый режиссер видит, как будет смотреться в предстоящей роли тот или иной актер, так же и классный портной видит своего клиента в еще не созданном костюме… К сожалению, старые мастера уходят, у нас их остались единицы. Наши ветераны — это наш золотой фонд, наверное, это звучит сегодня несколько банально, но это именно так. Именно они могут создать костюм в истинном его понимании. Есть проблема преемственности. Есть проблема с талантливыми молодыми людьми, которые бы не мыслили сиюминутными категориями. Мы готовы создать для выпускников наших омских учебных заведений, молодых специалистов в сфере дизайна костюма самые творческие условия.
— Мода — по определению явление интернациональное, и она во все времена не знала преград в виде государственных границ. Теперь же у нас появились замечательные возможности интегрироваться в современный мировой процесс в этой сфере. Мода всегда имела и имеет свои центры. Среди наиболее авторитетных школ кроя мужского костюма нам близка итальянская. Вообще итальянский классический силуэт требует высочайшей квалификации от мастера. Он крайне сложен для исполнения, поскольку моделируется точно по фигуре. Только в таком костюме вы будете отлично выглядеть и чувствовать себя всегда комфортно. Наличие такого костюма в вашем гардеробе позволит вам не волноваться, а быть абсолютно уверенным в себе, если вы получили приглашение на мероприятие со скромной пометкой «Желательно прийти в деловом костюме».
— А в более конкретные нюансы элитного мужского костюма посвятите?
— Начнем с пиджака, это самая сложная часть костюма. Плечо-рукав точно облегает, не имеет ни морщин, ни заломов, формирует выразительный контур, а сам пиджак не поднимается над основанием шеи. Возможные изъяны фигуры скрыты, так как безупречный костюм может быть смоделирован для своего владельца только индивидуально. Ткань на пиджаке, если ее оттянуть в районе груди, должна легко отделиться от внутренней прокладки. Швы тонкие и мягкие, петли одинаково обработаны как с внешней, так и с внутренней стороны. Пуговицы на рукавах имеют работающие петли. Пуговицы — натуральные, костяные или ореховые. Длина рукавов варьируется, однако помните, что манжет сорочки должен быть длиннее на 1,5 — 2 сантиметра.
— Брюки… Наверное, правы те, кто заказывает деловой костюм таким образом: один пиджак и две пары брюк. Пиджак и брюки по-разному вынашиваются. К тому же брюки, как вы понимаете, требуют более тщательного ухода. А дорогие вещи должны служить долго. Как говорят англичане, костюм настоящего джентльмена не должен быть «слишком новым». У брюк классического покроя защипов всегда два, что позволяет им непринужденно, без малейшего намёка на закручивание свисать, элегантно обволакивая ногу. Они слегка заужены книзу — традиционная ширина 22 сантиметра. Брюки должны быть правильной длины, при которой в том месте, где они соприкасаются с туфлями, образуется только один небольшой залом. Классические брюки подшиваются с наклоном на каблук на один-два сантиметра
— А ткань?
— Ну, конечно же, какой элитный костюм без соответствующей ткани? Классический мужской костюм: пиджак, брюки, возможно, жилетка шьются из одной ткани. Лен, шелк, хлопок — это не для официального костюма. Первоклассные деловые костюмы всегда шьют только из шерстяного материала. В СССР это себе могли позволить только избранные. Родоначальники этого стандарта англичане. Вид материала может зависеть от сезона, например тончайший «летний кашемир». Сейчас мы работаем с шерстяными облегченными, формоустойчивыми тканями, созданными в Европе, благодаря новейшим прядильным технологиям. Представляете, из килограмма шерсти вытягивают нить в 150 километров. Что касается цвета… На мой взгляд, нет ничего респектабельнее темно-синего костюма, который универсален для любого мероприятия. Классические цвета мужского костюма — синий и серый. На официальные встречи, деловые переговоры принято надевать костюмы только этих цветов. Черный цвет в Европе считается ритуальным.
— А вы сами поклонник классического мужского костюма?
— (Смеется). Я не люблю официальную одежду, пиджаки, галстуки. В самом безупречном костюме испытываю какой-то дискомфорт. Это чисто личностное. Но приходится иногда надевать. Есть определенный этикет, бывают ситуации, когда свободно одеться нельзя. Я это понимаю, признаю и стойко переношу. Костюм мужчины — основной предмет, говорящий о респектабельности его владельца. Да и потом, вы же знаете — встречают по одежке.
— Николай Ноэльевич, Омский Дом Мод — это ведь не только элитная одежда…
— Да. Изначально, сразу после открытия, в Омском Доме Мод были организована хорошего уровня парикмахерская, имевшая два зала. (Сейчас это элитный салон Modus V, выдающиеся мастера которого хорошо известны не только в Омске, но и в России, и за рубежом).
Вот уже 30 лет у нас работает химчистка. Она имела сравнительно неплохую репутацию. Ныне Класс чистоты Mobi Dik Омского Дома Мод признан лучшим предприятием в номинации химчистка. Это европейский уровень. Так что мы не только сохранили все лучшее, что было создано в Омском Доме Моды, но и развили это, сделали соответствующим сегодняшнему дню.
Тогда, в 70-е годы, в Доме Мод создавалась омская школа моделирования и пошива современной модной одежды. Здесь закладывались традиции, будущие победы и мировое признание омской парикмахерской школы. Нашему городу повезло, потому что вряд ли это стало бы возможно без настойчивых усилий, новаторства в работе и опыта руководителей областного управления бытового обслуживания населения и производственного объединения «Омскодежда»: Федора Ильича ЧАРНОГО, Валентины Леонидовны ШНЫРЕВОЙ, Александры Лукьяновны ПОНОМАРЕНКО, Тамары Ивановны КОНОВАЛОВОЙ, Светланы Алексеевны КУРАКОВОЙ, Любови Федоровны НЕФЕДОВОЙ.
Много сил и энергии отдали становлению и развитию Омского Дома мод Нина Павловна ГОРЯЧИХ, Галина Алексеевна ЗАРУБИНА, Галина Павловна КИРИЛЕНКО, Александра Александровна ШВЕЦОВА.
Областное управление бытового обслуживания населения держало под строгим контролем кадровый вопрос и привлекало для работы в Дом Мод лучших управленцев в сфере бытового обслуживания, самых лучших омских закройщиков, талантливую молодежь.
Так что мы понимаем, что мы не первопроходцы, мы, надеюсь, продолжатели прочных и славных традиций. Пользуясь случаем, хочу выразить самую искреннюю признательность и благодарность всем ветеранам Омского Дома Мод, его коллективу.
— Желаю новых свершений вам и вашим коллегам. Вы знаете, хотя ваше предприятие — Омский Дом Мод, как сейчас принято говорить, не градообразующее, но мне думается, что степень его влияния на настроения, на облик наших земляков, на восприятие омичей жителями других городов трудно переоценить. В определенной степени вы одна из визитных карточек Омска. А 30 лет — это самый расцвет. Удачи вам!
— Спасибо.