Иными словами, часть урожая с фермерских полей отныне должна реализовываться в общественных интересах и идти на пополнение местных бюджетов. Инициатива организации социальной продразверстки, разумеется, выдвинута отнюдь не самими фермерами, хотя ими, решением общего собрания Шербакульской районной ассоциации КФХ, и завизирована…
Аргументы у сторонников пятнадцатикилограммового налога весьма и весьма весомы. Один из основных — чрезвычайно запутанная фискальная ситуация вокруг КФХ. В самом деле, если верить документам и официальным статистическим показателям, а им никто всерьез, конечно же, не верит, с фермеров налоговые взятки абсолютно гладки. Вырисовывают они старательно ставший стандартным нолик в графе прибыль и… И дальнейшее очевидно. Помните невиданную давненько урожайность прошлого года? Так вот, некоторые шербакульские фермеры преспокойно и без тени смущения показали в отчетах намолот в четыре центнера с гектара. Или другая нехитрая уловка. Главы КФХ, ссылаясь на вполне законное освобождение от уплаты налогов в течение пяти лет, ускользают беззаботно от уплаты подоходного налога. Но их, как работодателей, н икто освобождать от данного вида уплат не намеревался! Тем не менее к концу прошлого года только четыре КФХ района подоходный налог перечислили.
Немудрено, что в верхах испытывают изрядное неудовольствие относительно сложившейся ситуации, неудовольствие, смешанное с бессилием. «Вывести из подполья налогооблагаемую базу фермеров — задача нереальная», -констатировали, в частности, на недавней сессии Шербакульского райсовета. Итог? Сельскохозяйственные товаропроизводители района вкупе уплатили налогов на шестнадцать миллионов рублей. КФХ же внесли в налоговую копилку менее двух миллионов. В разрезе других показателей выходит, что один гектар пашни обошелся фермерам в шесть раз дешевле, чем СПК и АО. Следовательно, местный бюджет недосчитался финансовой подпитки в тех же пропорциях. И невозможно ведь ничего вытребовать у налогово чистого фермера! Можно лишь вежливо попросить, дескать, будьте добры, подсобите своим сельским администрациям в решении проблем социальной сферы, совершите акт благотворительности. Но — вся закавыка — благотворительность есть дело сугубо добровольное.
В связи с фискальной непрозрачностью КФХ нарастает и напряженность во взаимоотношениях между фермерами и руководством СПК и АО. Мало того что коллективные хозяйства земли собственные теряют, поскольку владельцы земельных паев предпочитают сдавать гектары в аренду фермерам, которые благодаря «тени» больше зерна пайщикам отсыпают. Так ведь еще вся социальная нагрузка лежит на плечах СПК и АО. И содержание в порядке дорог, и подвоз детей в школу, и ремонтные работы внутри сел, и прочая, прочая, прочая… Ладно бы фермерство являлось силой незначительной и экономически слабой, ладно бы, крестьянским хозяйствам не с чего было и нечем помогать односельчанам, отрабатывают сорок процентов шербакульской пашни! Вот где резерв-то роста бюджета!
А бюджет отдельно взятой сельской администрации, избежим крепких выражений, смехотворен. До слез. В Красноярской сельской администрации Шербакульского района оный составляет пару тысяч рубликов. На год.
Без помощи СПК, разумеется, никуда! И в то же время на территории администрации имеются двадцать два КФХ, обрабатывающие почти три с половиной тысячи гектаров земли, площади эти — едва ли не треть от земель СП К. В Красноярке, между прочим, прошло первое, пробное, совещание по вопросу о пятнадцати килограммах, в котором принимали участие заинтересованные стороны. Не в полном, естественно, составе. Ибо далеко не все главы КФХ почтили совещание участием. Почтившие же принципиальное согласие на экстраординарный налог дали. Приблизительные подсчеты показали, что фермеры совместно наскребут сорок пять тонн зерна. Свою долю в социальный фонд обязался внести и СПК. Набраться должно суммарно десять тонн. Осенняя реализация существенно поправит финансовые дела Красноярской администрации…
На территории Борисовской сельской администрации фермеров почти вдвое больше, чем у красноярцев. И у здешнего акционерного общества «Колос» к фермерам отношение не самое лучшее. Из-за «социалки». В минувшем году, например, АО бросило им клич: «Поучаствуйте вместе с нами в ремонте и реконструкции дорог и подъездных путей!» Клич вдохновил к дорожным работам от силы шестерых. Остальные призыв проигнорировали. Но по дорогам ездить не перестали. И пшеницу, в том числе на продажу, возить по отреставрированным силами АО участкам не прекратили. «Ах, так!» — возмутились в «Колосе». И постановили решением акционерного общества: отныне мы будем сотрудничать только с теми из фермеров, кто принимает посильное участие в решении социальных проблем села. Без АО не всякое КФХ выдюжит, проще и выгоднее пятнадцатью килограммами откупиться.