РАНО утром им завязали глаза, погрузили в автобус и повезли. Поначалу люди еще угадывали, куда они едут, но автобус кружил по лесу до тех пор, пока робинзоны окончательно не запутались.
Так в начале июля стартовал проект Тюкалинского телевидения «Робинзоны-2002». Под наблюдением телекамеры участники должны были провести неделю в лесу без каких бы то ни было благ цивилизации, даже деревенской. Победитель должен был определиться в серии конкурсов.
Приехали
Растерянную пятерку высадили в лесу, недалеко от речки. Место для команды отшельников выбрали заранее: до ближайшего жилья — не меньше десяти километров.
На прощание автобус раздавил всмятку кастрюлю, которую захватила с собой одна участница. Нечаянно, конечно, но все равно обидно: кастрюля-то не своя, у соседки одолжена.
По правилам игры, робинзонам разрешили взять с собой в лес только один килограмм провизии на каждого и по три вещи. Кто вооружился топором, кто удочкой. Будущий победитель прихватил с собой огромную линзу. С ее-то помощью, а еще — сухого горючего — робинзоны сумели в первый же день разжечь огонь.
На костре в покореженной кастрюле женщины варили обеды. Рецепты аскетичные. Уха из речных гальянчиков — четыре рыбки на всех. Грибная похлебка с добавлением «кириешек» на грибной приправе… Отыскивали щавель, рогозуй, даже ранняя земляника попадалась — горсточку насобирали.
Воды хватало в речке. Сначала робинзоны кипятили ее, процеживали. Но потом бросили это щепетильное занятие и довольствовались сырой. Чай изобретательно настаивали на смородиновых листьях — зато теперь это питье никто на дух не переносит, так надоело. Откопали солодку, но и ее наши гурманы вытерпели не дольше дня — приторная.
Тем временем телеоператоры проекта неподалеку баловались шашлыками на свежем воздухе. Аромат жареного мяса доносился до оголодавших робинзонов — желудки так и плющило от голода.
Диета была, конечно, радикальная. Робинзоны за одну неделю уменьшились на несколько килограммов. Зато все вместе легко поместились в одном шалашике.
Жилье
Предусмотрительные робинзоны построили многослойный шалаш — ветки, листья, трава. Но от проливного дождя, который шел три дня из семи, это не спасало. Продрогшие, они засыпали в обнимку, чтоб согреться. Делили одно одеяло и спальный мешок на всех. Но тесные ночные контакты ни к чему «эдакому», как утверждают участники, не привели. Все заняты, все семейные… Тем более, что скоро из шалаша их самым беспардонным образом выселили лесные соседи.
Кровопийцы
Комары с самого начала установили для робинзонов экстремальное расписание. Забыться измотанные люди могли только после трех ночи — когда маленькие кровопийцы утихомирятся. А снова подрывались в пять утра, опять же, вслед за проснувшимися комарами. Дабы не оказаться съеденными заживо.
Насекомые вконец обнаглели и навеки воцарились в шалаше. Робинзоны пытались их оттуда выкурить — но только надымили напрасно. Хитрые твари рассаживались по веткам, терпеливо пережидали газовую атаку, а потом снова возвращались на приглянувшееся место. Так что ночевать людям пришлось снаружи, под стенами собственного дома. В таком голодном, замерзшем и покусанном состоянии робинзоны еще выходили на конкурсы.
Соперники
Каждый день им приходилось преодолевать три состязания — спортивное, туристическое и интеллектуальное. Конкурсы оценивали по пятибалльной системе. Лидер по баллам на день становился владельцем тотема.
Деревянную скульптуру специально для проекта выполнил местный художник А. Куроедов. Выглядит она дружелюбно — что-то в ней есть родное, славянское. И посмотреть на нее приятно, и в руках подержать.
Реальные претенденты на победу определились довольно быстро. Учитель Александр Терлеев и пожарный Николай Тарасов трижды перехватывали заветный тотем. Наверное, это судьба — внешне соперники тоже в чем-то оказались похожи: крепкие жгучие блондины.
— Все соревнования, в принципе, я выигрывал. — говорит Николай. — А вот в мозговых мне не повезло. Конечно, у Терлеева же два высших образования!.. Ох, я еще до сих пор не могу отойти от того, что всего одно очко проиграл. Я вопросы по грибам провалил. Когда награждали, судья мне крикнул: Николай, никогда больше не ешь эти грибы, они тебя подвели!
Главный приз, телевизор, выиграл Александр Терлеев.
Победитель
Анкету участника «Робин-зонов-2002» Саша нашел в местной газете и занес ее на телевидение по пути… на сессию. К игре отнесся легко, на «авось». Поначалу никто и предположить не мог, что добродушный 23-летний учитель выйдет в лидеры — в первый день он проигрывал по очкам практически всем робинзонам.
— Попались вопросы про какие-то мультики, — мягко улыбается он. — А я телевизор не смотрю и с детства — не помню. Расстроился поначалу. А потом подумал: у меня же еще целых шесть дней впереди, догоню, может быть…
И еще как догнал!
Уже по улыбке чувствуется, что характер у победителя открытый и дружелюбный. Он уверен, что все робинзоны будут с удовольствием встречаться и после проекта. Поэтому Саша предложил новую традицию: каждое четвертое июля, в день, когда стартовал проект, собираться всей командой в местном кафе «Радость».
Благородство
Победитель уверен, что правила в «Робинзоне» были справедливее, чем на том же «Последнем герое»:
— Нечестно это как-то — есть друг друга. Да и мыслей таких не было — мы все жили дружно, — говорит он. — В «Последнем герое» я поначалу за нашего Бориса, конечно, болел. Но потом, когда он выбыл, переключился на Одинцова. Он и победил! Наверное, победа заразительна.
Уже за два дня до финиша лидеры робинзонов договорились поделить главный приз пополам, кто бы ни выиграл: победителю телевизор, второму — половина денег за него. Об этом Саша и объявил на церемонии награждения.
Местный маслосыркомбинат подарил всем участникам утешительные призы — продукцию собственного производства. А раздавленную автобусом соседкину кастрюлю благополучно заменили на новую… Но дело даже не в призах.
Может, главное достоинство этого проекта в том и заключалось, что после него все участники будут спокойно смотреть друг другу в глаза, потому что несмотря ни на что они остались — людьми.
Со стороны
В проекте посменно работали два оператора. Один из них, Андрей Чигов, покаялся: была и скрытая съемка! И даже обнаженную натуру пытались поймать — правда, не удалось. Работали в основном в светлое время, ночные съемки были лишь отчасти. В день уходило три часа пленки.
— Снимать такое пришлось в первый раз, — делится Андрей. — Мне понравилось — в первую очередь, жить в лесу, в палатках. Мы сами были там вторыми робинзонами, потому что какой бы конкурс мы ни проводили — все проверяли на себе. Например, если делаем переправу, то сначала сами ее проходим… Участники достаточно спокойно реагировали на то, что за ними следят. Я бы не отказался и сам стать героем такого проекта. Но больше все-таки понравилось снимать.