На днях было решено, что разовый билет в муниципальном транспорте будет стоить 5 рублей. Верхний ценовой предел стоимости проезда в маршрутке поднимется до 7 рублей (сразу поясним: это означает, что владельцы маршрутокне вправе брать с каждого пассажира более 7 рублей, но они могут оставить, к примеру, и пятирублевый тариф, дабы не потерять рынок — здесь каждый перевозчик будет действовать самостоятельно).
Почему пересмотрены тарифы? На этот и другие вопросы отвечает первый заместитель директора департамента транспорта Олег Осинский.
— Прежде всего хотел бы напомнить: тарифы на проезд в транспорте в Омске не поднимались почти три года. И уже почти год мы с нашим трехрублевым тарифом оставались едва ли не в «гордом одиночестве» — в других регионах давно уже возят пассажиров на муниципальном транспорте за 4 и больше рублей.
Всем, думаю, понятно: дальше держать трехрублевый тариф уже было нельзя. Ведь за прошедшие три года выросли цены на все составляющие транспортного процесса (топливо — на 66,2 процента, электроэнергия — на 77,1 процента, теплоэнергия — на 66,1, вода — в 2,5 раза). Не в скобках, а отдельной строкой хочу отметить рост затрат на обслуживание транспортного процесса. В 3 раза увеличились цены на запчасти и агрегаты. Старые автобусы все чаще (порой после каждой смены) необходимо ремонтировать. Гарантийный срок для относительно недавно закупленного подвижного состава закончен — следовательно, теперь замена дорогостоящих агрегатов уже не осуществляется бесплатно. В итоге наш ремонтный фонд по сравнению с 1999 годом вырос в более чем 3 (!) раза.
Добавьте сюда изношенность контактной сети, необходимость срочной замены рельсов на многих участках движения. Наконец, стоит вспомнить и об общем росте цен на все и вся за эти три года. Данное обстоятельство правомерно заставляет нас повышать зарплату нашим водителям, кондукторам, ремонтникам.
Как понятно омичам, на все это нужны деньги — иначе у нас не останется ни транспорта, ни кадров. Что вряд ли отвечало бы интересам пассажиров.
Хотя при определении новых тарифов были предусмотрены вполне конкретные социальные гарантии. Судите сами: при стоимости проезда в 5 рублей общий проездной на месяц будет стоить только 260 рублей. То есть, если раньше, когда разовый билет стоил 3 рубля, а проездной — 200, чтобы кататься «сколько угодно», обладатель проездного билета должен был оплатить этими 200 рублями 67 поездок. А теперь — только 52.
Посмотрим, как это выглядит у наших соседей. Самый грустный пример — в Екатеринбурге: разовый билет 5 рублей, проездной -425 (заложено 85 поездок). В Челябинске, Иркутске, Новосибирске разовый билет уже не первый месяц, а кое-где и год, стоит четыре рубля (кстати, по нашей информации, сейчас там снова обдумывают вариант очередного повышения тарифов). Проездной в Челябинске — 400 рублей (заложено 100 поездок), в Иркутске -280 (заложено 70 поездок), в Новосибирске — 240 (заложено 60 поездок). Таким образом, обладатели проездного билета в Омске, даже после повышения его цены, остаются в достаточно выгодной ситуации, поскольку, пользуясь транспортом хотя бы два раза в день в течение каждого месяца, они заплатили бы в общей сложности не 260, а 300 рублей. Получается, что, несколько ущемив интересы тех, кто ездит от случая к случаю, мы постарались все же позаботиться о тех, кому муниципальный транспорт нужен постоянно.
Теперь что касается цен на иные проездные -для пенсионеров и студентов. Всего на 10 рублей (140 против прежних 130) возрастет стоимость пенсионного проездного. И на 20 рублей (150 против прежних 130)—стоимость студенческого. Кроме того, вводится садовый проездной — по цене 260 рублей. Он будет действителен как в городе, так и на садах. А вот по городскому проездному человек уже на сады поехать не сможет. Но цена-то одинакова, так что, скажем, работающий дачник может приобрести себе садовый проездной и пользоваться им и по дороге на работу, и по дороге на сады, и по дороге в кино или на базар. Словом, где угодно.
На 20 копеек (70 против прежних 50) вырастет стоимость разового школьного билета и на 10 рублей (30 против прежних 20) -стоимость школьного проездного. Согласитесь, здесь разница символическая. Ну а вообще (думаю, многие с этим согласятся), деньги, которые берутся за проезд со школьника, имеют скорее воспитательное, нежели финансовое значение. Доход хоть с 50, хоть с 70 копеек — небольшой. Но уже с семи лет юные омичи должны понимать, что любой труд требует оплаты.
И в заключение хотел бы подчеркнуть: мы стараемся честно делать свое дело, как бы трудно нам ни приходилось. До копейки учитываем все расходы, по распоряжению мэра города провели реорганизацию, которая позволила сократить затраты и опосредованно помогла еще несколько месяцев продержаться на трехрублевом тарифе. И сейчас можем сказать омичам: мы сделали все, что могли, чтобы продержать ценовую планку на предельном минимуме. Но дальше делать это уже нельзя. Если мы хотим сохранить транспорт, мы — все омичи, а не только транспортники — должны его поддерживать.
Остается добавить: все ранее существовавшие льготы сохраняются, а омичи, успевшие купить проездные на весь август за 200 рублей, смогут пользоваться ими и после 16 августа.