Впервые операции по пересадке почки были проведены в Омске еще в 1998 году. Но, несмотря на тщательную подготовку, хирургов постигла неудача, в позднем послеоперационном периоде двое из троих больных погибли. Почти четыре года в Омске никто больше не занимался пересадкой почки. Лишь в феврале этого года возобновилась подготовка к таким операциям.
Нынешний руководитель Центра трансплантации ОГКБ №1 Сергей Борисович Семченко, врач-хирург, был приглашен из Кемерова. Условия его переезда в Омск оговаривались ни больше не меньше — на уровне мэрии. Семченко — трансплантолог с 13-летним стажем, обучался в ведущих медицинских центрах, в том числе и зарубежных. В Кемерове это направление медицины развивается еще с 1969 года, в центре трансплантологии успешно пересаживают не только почку, но и поджелудочную железу.
Сергей Семченко говорит, что он приехал в Омск организовать настоящий центр. В роли руководителя ему нужно действовать не менее точно, тщательно и продуманно, чем в роли хирурга, чтобы на этот раз «не зарезать» трансплантологию. Ведь еще один шанс иметь ее у себя Омску вряд ли представится.
— Трансплантология, как никакое другое направление медицинской деятельности, очень привязана к юридическим и этическим вопросам. Правовые нормы по трансплантации могут меняться два-три раза в год, всё это нужно четко учитывать, — говорит он. — А с точки зрения медицины успех пересадки органа во многом определяют подготовительный и послеоперационный! методы.
Центр трансплантации включает в себя отделения хирургии и трансплантации, нефрологии и гемодиализа, иммунологическую лабораторию, отделение гравитационной хирургии крови, которые должны работать в постоянном взаимодействии. Все они обеспечивают до- и послеоперационные этапы трансплантации, и при нынешнем уровне своего оснащения не могут работать с должным качеством. Например, имеющиеся в ОГКБ № 1 аппараты для гемодиализа, или «искусственная почка», так изношены, что требуется, их полная замена. А они играют очень важную роль в подготовке больных к пересадке почки.
Сегодня с помощью этих аппаратов проводится лечение больных с хронической почечной недостаточностью — очищение крови. Имеются «искусственные почки», кроме ОГКБ № 1, еще только в областной клинической больнице. Всего с их помощью лечится 150 человек, и это для них единственный способ поддержания жизни. А так называемый лист ожидания на хронический гемодиализ в нашей области сегодня составляет около 70 человек. По предварительным подсчетам, хронической почечной недостаточностью страдают до 700 омичей и жителей области, и в ближайшие годы большинству из них понадобится заместительная почечная терапия. Лечение гемодиализом пожизненное, единственная альтернатива ему — трансплантация почки.
Из тех, кто сегодня получает диализное лечение, и больных, значащихся в листе ожидания, к пересадке почки подготовлено 35 человек. Ожидают операцию три родственные пары: орган больному будет пересажен от здорового родственника. Ожидания этих людей — знак особого доверия к новому Центру трансплантологии: после фиаско 1998 года, о котором все они прекрасно знали, уговорить их согласиться на операцию в Омске стоило огромных трудов. Многие пациенты были настроены уехать в иногородние центры трансплантологии.
— Больные очень интересуются, когда мы начнем работать. Сейчас завершается оснащение центра необходимой аппаратурой. Если финансирование на эти цели будет выделено в полном объеме, то уже в ноябре мы сможем начать операции по пересадке почки. Мы очень на это надеемся. Нам нужны средства не на ремонт своих кабинетов и на мебель в них, а просто чтобы после операций смотреть прямо в глаза больным и их родственникам, — говорит Сергей Семченко.
Полную уверенность в успешной, стабильной и долгой работе может дать только принятие уже разработанной областной программы трансплантологии. То ость внесение финансирования этого направления медицины, что называется, отдельной строкой в областной бюджет, при том, что ГКБ №1 — учреждение муниципального подчинения. Нынешний главврач ОГКБ № 1 доктор медицинских наук Василий Мамонтов недавно стал депутатом горсовета и намерен использовать свое новое положение для решения столь важного для сотен больных вопроса.
— Программа трансплантологии создается не для жителей района, округа, города, а для всей области. Так уж получилось, что единственное учреждение, которому разрешено заниматься трансплантацией почки в Омской области, — это муниципальная больница. Решение принималось еще в 1995 году Минздравом России и Академией медицинских наук. Желающих заняться трансплантологией было немало, но выбор пал на ГКБ №1. И сегодня, чтобы в Омске начались операции по пересадке почки, нужно единение между городом и областью не только на уровне управляющих структур здравоохранения, но и между администрациями, — говорит доктор Семченко.
Переоснащение Центра трансплантологии идет и сегодня. За счет средств муниципалитета и обязательного медстрахования, а эти темпы слишком медленные. Если была бы получена еще хотя бы треть необходимого оборудования, то пересадку почки можно было начать. Врачам, конечно, пришлось бы работать с большей нагрузкой, но они согласны на это — слишком велика нужда в таких операциях.