ТУЧИ НАД ИРТЫШОМ.

Информация о том, что с нынешним паводком из Китая по Иртышу к нам может прийти, якобы уже появившийся в КНР, ящур, пожалуй, требует еще некоторой проверки. Впрочем, воспрепятствовать этому мы все равно не в силах, поскольку весеннее половодье уже началось.

Укротить все 4 стихии человеку так до конца и не удалось. Свидетельством тому нынешняя зима. По-настоящему многоснежная во многих регионах России и потому заставшая многих врасплох.

По состоянию на 20 марта снегозапасы, как основной паводкообразующий фактор, составляют по Омской области 100-125 мм и на большей территории превышают среднемноголетние значения в 1,5-2 раза. Не исключено также их дальнейшее увеличение. То же самое происходит на территориях соседних областей — Новосибирской и Казахстана.

Эти данные были приведены на проходивших в Омске в рамках Дней защиты от экологической опасности 3-их общественных слушаниях «Чистая вода Прииртышья», посвященных Международному дню воды, начальником Омского центра мониторинга загрязнения окружающей среды Валентином Христолюбовым.

Он же отметил в своем докладе, что хотя значительных наводнений нам ждать теперь не приходится, нельзя исключать их полностью. Поскольку низменный рельеф, обширность поймы и наличие практически бессточных участков в пределах области обуславливают затопление многих территорий даже при относительно небольших уровнях воды. Многим памятно еще затопление талыми водами в 1985 году юга области — Русско-Полянского, Черлакского, Павлоградского и других районов.

Нынешний паводок, похоже, тоже не обещает быть заурядным. По ряду факторов нынешнее половодье на реках области будет высоким — до 1-1,5 м выше нормы на Иртыше и 2-2,5 м на некоторых его притоках. Экстремальные ситуации с учетом интенсивного снеготаяния, дополнительных осадков в этот период, заторных явлений на Иртыше наиболее вероятны на его правобережных притоках на севере области. Серьезную опасность подъем уровня воды представляет, к примеру, для Тары. В этом районе почти ежегодно отмечается образование заторов льда различной мощности и связанный с этим резкий рост уровня воды.

Максимальные уровни, как известно специалистам, формируются на Иртыше к концу мая, на его притоках — в апреле — начале мая. Но весеннее половодье уже задолго до вскрытия рек можно воспринимать как данность, и заморозкам, похоже, не под силу его отсрочить.

С точки зрения качества воды, по словам Валентина Петровича, паводок нельзя воспринимать однозначно. С одной стороны, происходит разбавление загрязненных веществ в большом объеме воды, что, без сомнения, — положительный фактор.

С другой стороны, в водоемы поступает все, что скопилось за долгую зиму в снежном покрове, а также под ним. В озера и реки смываются все нечистоты, накопившиеся за 5-6 месяцев. Это прежде всего нефтепродукты, отходы с животноводческих ферм, целый спектр загрязняющих веществ с территории промышленных предприятий, автостоянок, АЗС и т.д.

Многолетние наблюдения показывают, что в этот период происходит увеличение концентраций: взвешенных веществ, аммиака, нитритов, нитратов, фенолов, пестицидов… Перечислять можно долго.

Загрязнение воды Иртыша на границах с Казахстаном в районе села Татарка всегда считалось сравнительно высоким. На подходах к Омску река становилась немного чище. Однако, по некоторым сведениям, наши южные соседи уже не первый год в период паводка стараются сбросить в Иртыш как можно больше ненужного, открывая для этого все «хвостохранилища». Впрочем, и в другое время года они вряд ли особо стесняются.

Ясно, что при таком отношении, как сегодня, реке нашей долго не протянуть. Свою лепту в загрязнение Иртыша вносят и многие омские предприятия, чьи устаревшие очистные сооружения, а то и отсутствие оных не могут служить примером бережного отношения к экологии региона. Все издержки коммунального хозяйства города, например, подтекающий уже долгое время дюкер в устье Оми, в конечном счете также «ныряют» в Иртыш, да и население региона небезгрешно в этом вопросе.

Неудивительно, что предстоящее половодье расценивается всеми, как чрезвычайно неблагоприятный период года с точки зрения качества воды. И хотя, по словам специалистов омского «Водоканала», на качество питьевой воды в городе паводок не влияет, вряд ли сейчас кто-то сможет с уверенностью сказать, сколько еще сможем мы безбоязненно, но, к сожалению, далеко уже не безболезненно, пользоваться ресурсами Иртыша с крайней неосмотрительностью.

Причины экологического неблагополучия нашего региона лежат на поверхности, можно сказать, на водной глади Иртыша и других водоемов. Многое, разумеется, зависит от экономической ситуации в целом по стране. Можно сказать, что корень зла заключается в банальном отсутствии средств на строительство современных очистных сооружений и проведение различных природоохранных мероприятий. Однако немалое значение имеет и культура населения, определяющая характер взаимоотношений человека с природой, в том числе и на примере грамотного водопользования.

Нужно помнить, что помимо Иртыша другой питьевой воды в областном центре практически нет и взять ее будет неоткуда, если, не дай Бог, павлодарская ртуть попадет в реку. А угроза ртутного загрязнения сегодня реальна как никогда. По свидетельству омских геологов, опасный металл выявлен ими в снеге озера Былкылдак, а также в пробах, отобранных со дна этого водоема.

При отсутствии средств демеркулизационные работы вокруг павлодарского «Химпрома» периодически прекращаются. Тем сильнее с каждым днем сгущается над Иртышом тень конца. Дождемся, когда померкнут краски окружающего нас мира, который мы, к сожалению, не слишком стараемся сохранить. Не достаточно ли экспериментировать над живой природой? Ведь чаще всего это оборачивается нам же во вред.