"Приход в Омск новых операторов стандарта GSM неизбежен"

«Приход в Омск новых операторов стандарта GSM неизбежен»

Олег ГИЛЬБУРД

Олег Лазаревич родился 3 ноября 1955 года в Узбекистане, в городе Коканде, где закончил в 1972 году школу. В том же году поступил в Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники на конструкторско-технологический факультет, где проходил обучение по специальности «конструктор-технолог радиоэлектронной аппаратуры». В 1977 году закончил обучение в вузе и попал по распределению в Омск на промышленное объединение «Автоматика», на должность инженера. До 1987 года работал в центральном конструкторском бюро «Автоматика» ведущим инженером, а затем стал заместителем начальника конструкторского бюро завода «Автоматика». В 1992 году уволился, находясь в должности заместителя главного конструктора завода по товарам народного потребления. До 1994 года занимался коммерческой деятельностью. В 1994 году начал работать в «Сибирской сотовой связи» в должности коммерческого директора, а впоследствии стал заместителем генерального директора по операциям. 1 октября 2001 года назначен директором омского филиала ОАО «ВымпелКом-Р».

Женат. Сын — студент третьего курса Омского государственного университета экономического факультета. Супруга Антонина имеет свое дело.

КАДРАМ КОНЕЦЪ.

Олег ГИЛЬБУРД, директор омского филиала ОАО «ВымпелКом-Р»:
«Приход в Омск новых операторов стандарта GSM неизбежен»

— Олег Лазаревич, ранее вы занимали один из высших постов в компании «Сибирская сотовая связь». Как получилось, что вы стали директором омского филиала ОАО «ВымпелКом-Р»?

— Предложение возглавить омский филиал «ВымпелКома» мне поступило в августе 2001 года. Произошло это во время командировки в Москву. Как вы знаете, в это время «Сибирская сотовая связь» использовала по договору франчайзинга принадлежащую «ВымпелКому» торговую марку «Би Лайн». Региональный директор «ВымпелКома» по Сибири, Евгений Александрович РУБАН, бывший глава одной «мобильной» компании Новосибирска, с которым мы плотно общались во время конференций и других официальных мероприятий, предложил мне этот руководящий пост. Поскольку такие вопросы сразу не решаются, я взял небольшой тайм-аут и 1 сентября 2001 года дал официальное согласие. Ровно через месяц моя кандидатура была утверждена высшим руководством «ВымпелКома». Так я стал директором омского филиала.

— Как вам работалось под началом Геннадия ФРИДМАНА?

— Я очень благодарен Геннадию Шмерельевичу за тот опыт, который я получил, работая под его началом. Самое главное — это были мои первые шаги в сфере крупного бизнеса: «Сибирская сотовая» была первым оператором мобильной связи в Омской области. Пройдя за девять лет все этапы от самого рождения компании до эпохи расцвета, я многому научился. Это и какие-то организаторские вещи, и политика, без которой немыслим современный крупный бизнес, и вопросы стратегии. Словом, эти девять лет не прошли даром. Я лишний раз убедился, что пройти второй раз один и тот же путь всегда легче и быстрее, потому что знаешь, как его пройти.

— Я знаю, что «ВымпелКом» получил лицензию на развертывание сети стандарта GSM в Омске и области еще в конце 2000-начале 2001 года. В коммерческую эксплуатацию сеть запустили в конце августа 2002 года. С чем связана столь значительная задержка?

— Основная загвоздка, как и везде сейчас, — финансирование проекта. В 2001 году, чтобы лицензия не была аннулирована, нам надо было запустить хотя бы одну базовую станцию. 27 декабря мы смогли осуществить соединение с Новосибирском, то есть наша станция заработала через новосибирский коммутатор и теоретически могла обслуживать абонентов. Этот факт учли чиновники Госсвязьнадзора, и лицензия была подтверждена. Потом мы получили первый транш от наших акционеров.

— Какие структуры выступили основными инвесторами?

— На первом этапе это были «Альфа-групп» и непосредственно «ВымпелКом». Далее политика «ВымпелКома» свелась к тому, чтобы самостоятельно развивать собственную региональную сеть, и сегодня к названным мною инвесторам присоединился еще и основной инвестор «ВымпелКома» — скандинавский телекоммуникационный концерн «Telenor». Не так давно в прессе прошла информация, что «Альфа-групп» и Telenor инвестировали в расширение региональной сети ОАО «ВымпелКом-Р» более $175 млн.

— Сколько акций принадлежит каждой из упомянутых вами структур?

— Это коммерческая тайна. Я бы не хотел, чтобы данная информация появилась в СМИ.

— Оборудование какого производителя вы использовали для постройки сети?

— Наш постоянный партнер — фирма Ericsson. Вообще эта компания — генеральный поставщик всего ВымпелКома. Это удобно со всех точек зрения. Во-первых, есть такая практика: чем дороже контракт, тем больше скидка. Второе преимущество — в удобстве стыковки всех компонентов между собой. Если все филиалы являются как бы звеньями одной сети, то с данным фактором нельзя не считаться. А третье — значительный опыт сотрудничества с Ericsson. Так, сеть DAMPS в Москве «ВымпелКом» тоже строил на шведском оборудовании.

— Были ли какие-то трудности с развертыванием сети GSM на начальном этапе?

— Конечно, без трудностей не обошлось. Сейчас я могу смело сказать, что на сегодняшний день работают 26 базовых станций диапазонов GSM 900/1800. Если говорить о городе, то 95 процентов его площади — зона уверенного приема. Для сотовой связи это вполне допустимо. По моим данным, мы не сильно отстаем от конкурентов, декларирующих полное радиопокрытие городских районов. Вы, наверное, сталкивались со слухами относительно некачественной связи. Действительно, у нас были некоторые сложности на начальном этапе, поскольку на момент запуска омской сети «Би Лайн GSM» в коммерческую эксплуатацию мы располагали только тринадцатью базовыми станциями. На город с миллионным население этого не хватало. К тому же основная часть БС была сконцентрирована в центре города. Вторая причина — это настройка всех компонентов системы. Она отнимает много сил и времени. И третья причина не совсем ровной работы сети в период становления — интеграция омской «ячейки» в структуру национального оператора, коим является «ВымпелКом».

— С чем связан стремительный рост абонентской базы?

— Во-первых, в экономической науке есть такое понятие, как отложенный спрос. Из того, что в Омске должен появиться новый оператор, секрета никто не делал. Другое дело — отсутствие рекламной поддержки. А так все согласования, решение вопросов аренды и строительство сети — все это происходило совершенно открыто. Поэтому те, кто хотел приобрести телефон, ожидали тех условий, что предложит новый оператор, то есть мы.

Во-вторых, это особые тарифные планы. Никаких заумных схем тарификации и оплаты. Всего два тарифа — «Базовый» и «Классический». Есть предложения для многоговорящего или корпоративного клиента, и тут тоже все просто.

И третье — порог вхождения в число пользователей сети сегодня очень низкий. Мы всем это продемонстрировали, когда начали продавать наши «коробочки» Би+. С оборудованием не все так однозначно. Пока мобильные терминалы не столь доступны. Для некоторых покупка телефона стоимостью, скажем, в сто долларов — финансовый подвиг. Но если телефон у человека уже есть, он свободно мог стать нашим абонентом за сумму, эквивалентную десяти долларам США. Даже если ему не понравилось обслуживаться у нас, он мог вернуться к своему прежнему оператору. Такими мерами мы обеспечили приток новых абонентов.

— Планируете ли вы расширять сеть за счет районов области?

— Конечно. Как я уже говорил, будут телефонизироваться пригороды и районные центры. Причем первые базовые станции встанут в тех райцентрах, которые наиболее посещаемы жителями города и где наблюдается высокая деловая активность. Там связь просто необходима. Пока приоритет отдан направлению Транссибирской магистрали, поскольку новосибирский филиал идет нам по Транссибу навстречу. Но соединение наших сетей — планы не этого года.

— Я знаю, что 23 января омский филиал ОАО «ВымпелКом-Р» запустил в тестовую эксплуатацию передовую технологию GPRS. Чем было вызвано введение GPRS?

— Требованиями рынка. Новый игрок, чтобы занять прочное положение, может или демпинговать, или предлагать что-то, чего нет у конкурентов, или брать комплексом. Мы предпочли второе. Тем более что запуск GPRS не потребовал особых затрат. Оборудование, на котором мы работаем, поддерживает этот очень перспективный протокол. Проблема была только в обеспечении достаточно широкого канала для передачи данных до Новосибирска, где нас подключили к сети Транзиттелекома. Сегодня система работает в тестовом режиме и для пользователей пока ничего не стоит. Чтобы отфильтровать «низкобюджетных» абонентов, мы ввели своеобразный ценовой порог. Подключаем только тех пользователей, на счету которых на момент активации GPRS не менее 20 условных единиц. Практика показывает, что вокруг любой бесплатной услуги сразу же возникает нездоровый ажиотаж. Поэтому мы решись на такое ограничение. Судя по отзывам в форуме на одном из омских веб-сайтов, посвященных мобильной связи, тех, кто уже успел оценить GPRS, достаточно много.

— Какие еще технологии вы планируете ввести в ближайшее время?

— Думаю, это будут услуги на основе GPRS: WAP-портал, портал «БиОнЛайн», информационные и развлекательные каналы. Еще подумываем о совершенствовании системы отплаты. Если сегодня тот же самый корпоративный абонент обязан платить в кассу по «безналу», то вскоре мы введем аналогичную Би+ карточную систему под названием «Bee Pay». Она будет нацелена на оплату услуг связи юридических лиц. При этом основное преимущество национального оператора — возможность пополнения собственного счета в любом городе, где есть сеть «Би Лайн GSM» — полностью сохраняется. Та же история с технической поддержкой: набрав 611, можно узнать состояние счета, количество активированных услуг и прочие нужные вещи. Кроме того, «ВымпелКом» расширяется на северо-запад России: в прессе уже прошла информация, что в мае этого года в коммерческую эксплуатацию будет запущена сеть в Санкт-Петербурге. Почти решен вопрос по Уралу. Весьма перспективный рынок — Дальний Восток. Ну а в идеале «ВымпелКом» планирует покрыть всю Россию.

— Не ожидается ли приход на омский рынок третьего сотового оператора, работающего в стандарте GSM?

— На рынке мобильной связи в России уже определилась тройка лидеров. Это «Вымпелком», «МТС» и «Мегафон». У последнего из названных также есть лицензия на Омскую область. В том, что «Мегафон» придет к нам, никто не сомневается, ведь статус федерального оператора позволит ему покрыть своей сетью и наш регион. Другой вопрос, когда это произойдет.

— В центральной прессе прошла информация, что все региональные операторы, работающие под брэндом Tele2, также намерены перейти на стандарт GSM? Как вы можете прокомментировать этот факт?

— Рынок диктует свои условия, поэтому переход на GSM — мера вынужденная. Этот стандарт считается объективно лучшим. Хотя я не считаю, что стандарт DAMPS, в котором функционирует сеть той же «Сибирской сотовой», себя изжил. Но предпосылки таковы, что заставляют отказываться от иных стандартов в пользу GSM. По моей информации, «Сибирская сотовая» запускает в коммерческую эксплуатацию сеть GSM 1800 уже в 2003 году. Насколько это реально, мне сложно сказать.

— Олег Лазаревич, остается ли у вас время на чисто человеческие увлечения или все занимает работа?

— Мой рабочий день длится примерно 10-11 часов, поэтому на отдых времени практически нет. Но есть у меня одна страсть. Я очень люблю водить хорошие автомобили. Это помогает снять напряжение, которого в работе руководителя не избежать.

— Благодарю за интересную беседу. Желаю успехов!

— Спасибо.