Бывший директор ДРСУ-3 Сергей ШЕСТАКОВ и бывший главный бухгалтер этого предприятия Лариса КОНДУШ признаны Куйбышевским районным судом виновными за преднамеренное банкротство предприятия и за неуплату налогов в бюджет и внебюджетные фонды в особо крупных размерах. В результате чего Сергей ШЕСТАКОВ был приговорен к трем годом лишения свободы условно. Лариса КОНДУШ — к двум годам тюремного заключения условно, но по решению судебной коллегии Областного суда была от назначенного наказания освобождена как мать несовершеннолетних детей. Как говорят специалисты УФСНП по Омской области, впервые суд вынес за подобные деяния обвинительный приговор.
Основными видами деятельности ОАО «Дорожное ремонтно-строительное управление №3» (ДРСУ-3) были работы по благоустройству территорий, ремонту асфальтобетонных покрытий, вывоз твердых отходов. 1 июня 2001 года решением Омского арбитражного суда предприятие признано банкротом. Общая сумма задолженности ДРСУ-3 на тот момент составляла 19993116, 51 рублей. Из них долг государству составлял более 5 миллионов рублей, поставщикам и подрядчикам — более 4 миллионов, задолженность по заработной плате — 122366, 45 рублей.
Сговорившиеся
Поводом и основанием для возбуждения уголовного дела против бывшего директора ДРСУ-3 Сергея ШЕСТАКОВА и бывшего директора этого предприятия Ларисы КОНДУШ послужили оперативно-розыскные мероприятия и поверка документов, проведенные работниками УФСНП по Омской области. Как показывает практика, довести подобные расследования до суда бывает очень сложно. В данном случае налоговым полицейским повезло. Впервые районный суд города вынес обвинительный приговор руководителю и бухгалтеру предприятия за преднамеренное банкротство, а также за неуплату налогов в особо крупных размерах.
Суд, рассмотрев материалы дела, предоставленные УФСНП по Омской области, установил, что в 1998 году Сергей ШЕСТАКОВ и Лариса КОНДУШ вступили между собой в предварительный сговор, в результате целого ряда незаконных действий довели предприятие до банкротства.
Началось все с того, что, начиная с 1998 года, предприятие перестало платить налоги в бюджет и всевозможные внебюджетные фонды. Хотя, как следует из приговора Куйбышевского суда, ШЕСТАКОВ и КОНДУШ, имея реальную возможность гасить задолженность по налогам, действуя умышленно, иначе распоряжались активами предприятия, использовали их на хозяйственные и иные нужды, не связанные с выплатой зарплаты и уплатой налогов. Причем делалось это в течение нескольких лет. В итоге по состоянию на 1 января 2001 года предприятие имело недоимку по уплате налогов в размере 16335579 рублей, неисполненных кредиторских обязательств на сумму 5793245 рублей, задолженность по зарплате — 984871 рубль.
«Виражи»
Более того, как сказано в приговоре суда, Сергей ШЕСТАКОВ, зная об имеющихся долгах и о том, что согласно действующему законодательству за неуплату налогов на имущество предприятия может быть наложен арест, продолжал увеличивать неплатежеспособность предприятия, искал различные способы искусственного уменьшения прибыли предприятия.
В частности, для этого в 1998 году он на имя своей супруги зарегистрировал предприятие ООО ПСУ «Вираж-плюс», директором которого формально назначил механика предприятия ШИПУНОВА. Чтобы деньги за работу дорожного управления целенаправленно оседали на счету «Виража», ШЕСТАКОВ направляет распорядительные письма заказчикам, в которых указывает, куда их необходимо перечислять. В результате чего, в кассу ДРСУ-3 не поступило более миллиона рублей.
Являясь фактически директором ООО ПСУ «Вираж-плюс», Сергей ШЕСТАКОВ в 1998 году, помимо всего прочего, осуществил между ДРСУ-3 и ООО сделку купли-продажи, в результате которой дорожное предприятие осталось без основных средств. Согласно договору в собственность «Виража» перешли 2-х этажное кирпичное строение административного корпуса, один из цехов, механические мастерские, автопрофилакторий. Все это было оценено в 2278000 рублей. Расчет был произведен двумя векселями номинальной стоимостью 2 млн. рублей АКБ «Русский капитал» и деньгами в размере 278 тысяч рублей.
Согласно заключению специалистов ООО «Стандарт-Сервис», рыночная стоимость банковских векселей АКБ «Русский капитал» на тот момент составляла всего 1 тысячу рублей. То есть, по сути, имущество ДРСУ-3 перешло в «Вираж-плюс» за копейки.
Так постепенно ДРСУ-3 стало абсолютно неплатежеспособным, и 1 июня 2001 года арбитражным судом было признано банкротом. После чего Сергей ШЕСТАКОВ был отстранен от руководства предприятием.
Ни Сергей ШЕСТАКОВ, ни Лариса КОНДУШ своей вины перед судом не признали. Продажу имущества ООО «Вираж-плюс» бывший директор объяснил тем, что хотел таким образом сохранить его. Более того, это решение принималось Советом директоров предприятия.
Чудеса общественно-полезного труда
Оценив собранные доказательства, суд все-таки доказал вину ШЕСТАКОВА и КОНДУШ. Они были обвинены судом за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, при этом делалось это ими неоднократно, в особо крупных размерах. Кроме того, ШЕСТАКОВ был обвинен по статье 196 УК РФ: преднамеренное банкротство, совершенное руководителем коммерческой организации в личных интересах и интересах других лиц.
Учитывая различные смягчающие обстоятельства, суд приговорил Сергей ШЕСТАКОВА к трем годам лишения свободы условно, а Ларису КОНДУШ — два года условно. Однако бывший главбух посчитала наказание несправедливым и обратилась с кассационной жалобой в областной суд. Кассационная инстанция не признала меру наказания для Ларисы КОНДУШ суровой. Но из-за того, что у нее имеются несовершеннолетние дети, ее амнистировали.
Если бы не всевозможные смягчающие обстоятельства и не, как сказано в приговоре, «подсудимые продолжают заниматься общественно-полезным трудом на руководящих должностях», то за все совершенные деяния им «светили» далеко не условные сроки, а жизнь за решеткой в течение, может быть, даже и семи лет. А так, Лариса КОНДУШ по-прежнему осталась руководителем ООО «Асфальто-бетонный завод», а Сергей ШЕСТАКОВ — ее заместителем.