На своей первой встрече члены президиума Госсовета определились, кто за какое направление работы будет отвечать. Первоначально предполагалось, что Леониду Полежаеву будет поручена рабочая группа по развитию ВПК, но президент считает более актуальной на сегодня проблему реформирования жилищно-коммунального хозяйства, о чем он в тот же день говорил в своем интервью редакторам центральных газет. Над реформой ЖКХ и было предложено задуматься нашему губернатору.
Леонид Полежаев прекрасно сознает, что этот вопрос не сулит ему никаких лавров — по меткому выражению губернатора, «счастья в канализационном колодце еще никто не нашел». Вместе с тем он хорошо знает, насколько критическая ситуация сложилась в ЖКХ России. Мы много слышим о естественных монополистах — РАО ЕЭС, «Газпроме», МПС, — но как-то замалчивается тот факт, что в стране затаился еще один монополист — жилищно-коммунальная отрасль. И если в хозяйствах Чубайса, Вяхирева, Аксененко какие-никакие реформы идут, то в ЖКХ о них и слыхом не слыхивали. Эта отрасль замерла в том состоянии, в котором она досталась нам с советского периода. А между тем именно с ней ежедневно приходится сталкиваться миллионам россиян, от ее развития во многом зависит комфортность их жизни. Кроме того, ЖКХ очень затратная сфера, и ее содержание целиком лежит на плечах территорий, давно уже превосходя возможности их бюджетов. ЖКХ оказалось самой, пожалуй, нереформируемой отраслью, здесь отсутствует всякая мотивация к внедрению ресурсосберегающих технологий, снижению себестоимости услуг, адаптации к запросам населения. Предложения по изменению принципов работы этого монстра и предстоит внести президенту омскому губернатору.
Леонид Полежаев прекрасно понимает, что разработать универсальную для России схему реформы ЖКХ будет непросто, но обещает, что разворошит эту тему и разбудит к ней интерес. Уже на этой неделе он намерен начать налаживать контакты с заинтересованными ведомствами, учеными, специалистами с тем, чтобы к маю представить на заседании президиума осмысленный доклад по порученной теме.
На прошедшем же заседании с докладом выступал вице-премьер Илья Клебанов, рассказавший о состоянии дел в военно-промышленном комплексе. Хотя, по мнению Леонида Полежаева, за десять лет здесь произошли такие изменения, что в чистом виде применять к тому, что мы привыкли называть ВПК, такое определение стало неверным. Многое по реформированию отечественной «оборонки» сделано на региональном уровне. В Омской области, как известно, программа конверсии работает с 1992 года, и в ее рамках предприятия ВПК освоили множество видов наукоемкой и высокотехнологичной гражданской продукции. Неслучайно в прошлом году рост производства в нашем машиностроении составил более 25 процентов, причем достигнут он отнюдь не за счет оборонных заказов. На федеральном же уровне ясной концепции ВПК до сих пор нет. Хотя два года назад начали появляться агентства, помогающие оборонным предприятиям в вопросах производства, экспортной политики. Пришло понимание того, что такого количества предприятий ВПК стране не нужно, необходимо провести их инвентаризацию и определить, какие из них приватизировать и отпустить на вольные хлеба, а какие продолжать задействовать в оборонном комплексе, создав на их базе холдинги по определенным направлениям. Об этом и говорил членам президиума Госсовета Илья Клебанов.
К этой проблеме необходимо подойти всесторонне — и с точки зрения изменений в законодательстве, и чисто производственно, и в вопросах организации грамотного маркетинга. Леонид Полежаев не уверен, что какое-либо из омских предприятий сможет претендовать на формирование холдинга на своей базе. Но это, по его мнению, и не столь важно — в какой-нибудь холдинг отдельные производства того же «Полета» наверняка войдут. Главное же, чтобы при этом не пострадали интересы территории, то есть, чтобы налоги, отчисляемые вошедшими в холдинг производствами, оставались в регионе. А что касается региональных программ конверсии, то за них можно не беспокоиться: мощности предприятий нашего ВПК все равно не будут полностью задействованы на оборонных заказах и позволят реализовать не только существующие, но и новые программы по выпуску гражданской продукции.