Заседание городского архитектурно-градостроительного совета в минувшую пятницу проходило на другой день после надвижки последней опоры метромоста. И городским архитекторам необходимо было откликнуться на директиву губернатора ускорить застройку подъездов к метромосту. На совете обсудили правобережную застройку. Проект под девизом «Треугольник», разработанный в проектном институте, был выбран давно. Макет был представлен на суд членов совета под руководством мэра Евгения Белова и главного архитектора города Альберта Каримова. Эскиз, судя по всему, произвел впечатление. Особенно понравились своеобразные ворота в город, через которые транспорт будет съезжать с моста на улицу Фрунзе. В кулуарах поговаривали, что эти ворота надо как-нибудь назвать — по аналогии с Тарскими или Тобольскими. Мэр заявил, что ворота вместе с метромостом станут новым символом Омска.
По проекту предстоит построить в створе улиц Фрунзе и Косарева массу новых зданий высотой до восемнадцати этажей. Они должны мирно уживаться со зданиями старинными, многие из них при всем желании нельзя снести — они памятники. Часть бани на улице Косарева предстоит передвинуть, как и другие памятники архитектуры. Правда, как осуществлять подобные перемещения, никто пока не знает. Легче перенести будущее здание инженерного корпуса метрополитена, которое пока существует только на бумаге. Но окончательное решение по этому объекту может принять только Москва. Тут отдельные скептики высказались, что корпус может и не понадобиться, потому как неизвестно, построят ли вообще само метро. Пока не решены многочисленные проблемы с выносом из зоны строительства подземных сетей водопровода и канализации.
Нет опорного плана строительства. Нет полной ясности даже с тем, какой будет транспортная развязка на пересечении с улицей Красный путь — с эстакадой или без нее. Вообще, про транспортные потоки на совете старались не говорить, отложив этот вопрос поближе к светлому будущему. По эскизному проекту непонятно, как сотни и тысячи машин будут разъезжаться и как они будут парковаться у гигантских общественных зданий и магазинов, которые собираются построить. На картинках возле этих зданий — одни узенькие полоски газонов. Неясно, как будет обеспечиваться шумоизоляция зданий, многие из которых будут жилыми. А красивые дома в форме яхт на берегу Иртыша могут по-настоящему поплыть. До сих пор не просчитано, как отразятся на состоянии реки возведение метромоста и строительство на берегу. Петербургские ученые уже пять лет не могут закончить подготовку математической модели Иртыша, необходимой для прогноза, — деньги из Омска перечисляют очень неохотно. Все средства брошены непосредственно на строительство метромоста, который, как выяснилось на совете, сам еще недопроектирован. Главное сейчас — до выборов пометить территорию, забить первые сваи, заложить первые камни.