Поводом для этого разговора стал вступивший в действие с 1 января 2003 года новый Федеральный закон о едином налоге на вмененный доход, который, как заметил президент Омского областного союза предпринимателей Александр Третьяков, «заставит многие» малые и средние предприятия снова уйти в «тень».
Администрация области считает малый и средний бизнес одним из основных секторов региональной экономики наряду с агропромышленным комплексом, машиностроением и нефтехимией. Последние годы этот сектор активно развивается. На заседании приводились такие данные. Если е 2000 году по объему производства малый и средний бизнес области занимал в России 43-е место, то теперь поднялся на 28-е. По объему инвестиций в основной капитал передвинулся с 29-го места на 13-е.
Инвестиции в ту или иную сферу просто так не текут. Тот же Александр Третьяков подчеркнул, что привлекательность малого и среднего бизнеса области для инвесторов — результат прежде всего разумной налоговой политики региональных властей, В течение трех лет на уровне субъекта федерации было принято свыше двух десятков нормативных актов, касающихся налогообложения. И все они ставили во главу угла принцип «не навреди». Доходы бюджета росли не за счет выжимания всех соков из бизнеса и промышленности, а за счет расширения налогооблагаемой базы через создание стимулов для роста малых и средних предприятий. Одним из важнейших стал региональный закон о едином налоге на вмененный доход. Кто-то из выступающих назвал его «разумным, учитывающим все нюансы разноплановой деятельности предпринимателей».
Правда, оценить этот закон в должной мере предприниматели смогли только с выходом нового федерального закона о едином налоге на вмененный доход, который не только загоняет многих малых и средних предпринимателей в угол, но вряд ли принесет ожидаемый выигрыши государству. Александр Третьяков сказал, что непродуманность сквозит в каждой строчке Федерального закона. Во-первых, по новым правилам исчисления единого налога налоговая нагрузка на предпринимателей выросла непомерно: в среднем в полтора-два раза, а для села, где и так бизнес развивается слабо, — в шесть-семь раз! При исчислении налога не учитывается ни разница в ассортименте производимого или реализуемого товара (уравнены, например, взрослый и детский ассортимент промтоваров, лекарства и золото, антиквариат), ни то, где работает предприятие -в центре мегаполиса или в сельской глубинке. В сфере бытового обслуживания расчет единого налога в зависимости от количества работающих уже привел к значительному сокращению рабочих мест. Все это не может не подтолкнуть предпринимателей к сокрытию реальных доходов.
Чтобы смягчить последствия введения нового Федерального закона, в области разработан новый региональный законопроект о едином налоге на вмененный доход. Разработчики были в сложном положении, ведь регион не может проявлять больших вольностей, а должен укладываться в прокрустово ложе федерального законодательства. Тем не менее удалось найти механизм, позволяющий учесть то, чего не учли на уровне федерации: разные условия, в которых работают предприятия, и ввести для ряда отраслей понижающие коэффициенты при исчислении единого налога. По оценке Виктора Погребняка, руководителя управления Министерства РФ по налогам и сборам по Омской области, региональный законопроект в нынешнем его виде позволяет уменьшить налоговую нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса в городе в среднем в 1,4 раза, на селе — в 6,9 раза. Конечно, областной бюджет от этого снижения немало потеряет сегодня- Но позволив предпринимателям развиваться, выиграет в будущем.
Представленный предпринимателям законопроект уже в марте планируется внести на обсуждение в Законодательное собрание. По предложению участников заседания, на принятии регионального закона решено не останавливаться. Законодательное собрание имеет право выйти с законодательной инициативой «наверх». Поэтому будет разрабатываться новый вариант Федерального закона о едином налоге на вмененный доход для передачи его в Госдуму.