В историю Омска вошло наводнение 1928 года. Из-за мощного затора льда на Иртыше вблизи города затопленными оказались улицы Ленина, Партизанская, Баррикадная и много других. Паводок повредил множество домов и сооружений, полностью разрушил деревянный мост через Омку. Погибли люди.
Большие паводки на территории области наблюдались в 1941, 1949, 1958, 1966 и в другие годы, когда подтопленными оказывались жилые массивы в Омске, Черлак-ском, Тевризском, Тарском, Усть-Ишимском, Знаменском, и других районах области.
После ввода в 60-е годы каскада верхнеиртышских водохранилищ угроза наводнений на зарегулированном Иртыше снизилась. Однако от заторов льда при вскрытии рек нас никто не застраховал. Да и Казахстан в последние годы грешит повышенными сбросами воды со шлюзов ГЭС.
Большинство из 29 иртышских поворотов и перекатов являются затороопасными. На 10 ледовых переправах река также может выкинуть «коленце». Чрезвычайные ситуации, когда поднявшаяся в считанные часы вода затапливала прибрежные территории, неоднократно случались в Омской области.
По словам заместителя начальника управления по делам ГО и ЧС Павла Щекина, сегодня на Иртыше уже имеются два места, на которые необходимо обратить пристальное внимание. Усть-Ишимская ледовая переправа прославилась тем, что здесь в конце декабря затонул «КамАЗ». Затарившиеся картошкой предприниматели более чем в два раза превысили массу, которую мог выдержать в этом месте ледовый путь. Автомобиль умудрился добраться до середины реки и нырнул под лед, утащив за собой одного из сидевших в кабине мужчин. Водолазам так и не удалось обнаружить машину, и теперь неизвестно, какую беду она может принести, оказавшись в фарватере реки.
Второе опасное место в Тарском районе, вверх по Иртышу от Самсоновской ледовой переправы. Здесь в створе строящегося моста установлены три баржи, которые могут способствовать возникновению заторов.
Через недельку-другую закроются ледовые переправы через Иртыш. Их всего десять, и расположены они как раз в тех местах, где летом имеется паромное сообщение через реку.
Но до паромов омичам еще далеко. Зато ограничения грузоподъемности на исправно отработавших три зимних месяца переправах появятся вскоре.
Сейчас предельный вес пересекаюших реку машин на разных переправах колеблется от 5 до 15 тонн. Но наметившееся потепление уже на днях обещает урезать этот лимит.
Однако, как показывает практика, даже полное закрытие переправ не становится препятствием для жителей омской глубинки. Запрещающим знакам водители всегда готовы противопоставить собственный опыт. «Проехал вчера, смогу и теперь» — рассуждают они и недоумевают, когда их автомобиль становится ледоколом. В позапрошлом году подобный случай имел место на Черлакской переправе, где подтаявший лед проломил местный молоковоз. К счастью, в тот раз обошлось без жертв.
На областной комиссии по чрезвычайным ситуациям, обсуждая этот вопрос, чиновники сетовали на то, что вдоль всего Иртыша не поставишь милиционеров. Однако и предложение председателя КЧС взрывать подходы к переправам, чтобы избежать гибели людей, не встретило поддержки. Пусть и подтаявший, лед еще какое-то время остается средством сообщения для жителей прибрежных деревень. По нему почти до самого ледохода продолжают ходить люди и ездить лошадки.
«КП» в Омске» благодарит Главное управление по делам ГО и ЧС Омской области за сотрудничество при подготовке публикации.